Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

календарь

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Методика судейства СП.doc

Туристско-спортивный союз России

Федерация спортивного туризма России

Методика
ПРОВЕДЕНИЯ И судейства
СОРЕВНОВАНИЙ
по Спортивному туризму

(дисциплина МАРШРУТЫ)
в 2006-2009 гг.

«Утверждено»
На Президиуме Совета Федерации
спортивного туризма России 23 октября 2006 г.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И СУДЕЙСТВА
соревнований,  связанных с прохождением туристских маршрутов и категорированных препятствий

Утверждено в качестве методики проведения и  судейства  соревнований по спортивному туризму в России на  2006 – 2009 гг.

(Редакция 4.3.)

Данная  методика предназначена для  комплексной оценки туристских спортивных мероприятий (ТСМ) : спортивных походов, путешествий, спортивных туров,  технически сложных коротких маршрутов, технически трудных туристских препятствий  и иных туристско-спортивных мероприятий в основе которых лежит маршрут.

Методический материал содержит порядок проведения и методику судейства соревнований по спортивному туризму, на которых, в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК), присваиваются в Российской Федерации спортивные звания и разряды в виде спорта «Спортивный туризм»  по дисциплине «спортивные маршруты».

1. Цели и задачи соревнований

1.1. Соревнования туристов, связанные с прохождением в  природной среде туристских маршрутов, включающих категорированные препятствия,  проводятся  с  целью:

  • привлечения населения к активным занятиям спортивным туризмом, к одной из наиболее эффективных форм отдыха и спорта, способствующей оздоровлению и повышению уровня всесторонней физической подготовленности населения Российской Федерации;

1.2. Основными задачами соревнований по спортивному туризму является:

  • повышение спортивной квалификации туристов, выполнение разрядных норм и требований на присвоение спортивных званий и разрядов;
  • определение сильнейших команд — туристских групп прошедших туристский маршрут, совершая туристское спортивное мероприятие (ТСМ) одной из форм проведения: «Спортивный поход» (СП), «Короткий спортивный поход» (КП), «Спортивный тур» (СПТ), «Спортивное путешествие» (П), «Технически трудное препятствие» (ТП);

2. Особенности соревнований, связанных с прохождением маршрутов и категорированных препятствий

2.1. Соревнования заключаются  в выявлении сильнейших команд (туристских групп)  при  прохождении  в  природной среде  туристских маршрутов, включающих участки категорированных естественных препятствий (перевалы, траверсы, вершины, пороги, каньоны, пещеры и пр.), с учетом влияния на прохождение маршрута иных факторов (аномальность природных условий и климатические особенности района, суммарный перепад высот, автономность группы на маршруте и т.п.).

2.2. По уровню проведения соревнования подразделяются  на  международные, всероссийские, федерального округа, зональные, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

Соревнования, проводимые с участием туристских групп, представляющих более чем один федеральный округ, называются межрегиональными соревнованиями, а по своему уровню приравниваются к соревнованиям федерального округа.

2.3. По рангу соревнования подразделяются на чемпионат Мира, чемпионат Европы, чемпионат России, первенство России, розыгрыш Кубка России, чемпионат (первенство) федерального округа РФ, чемпионат (первенство) муниципального образования, соревнования физкультурно-спортивных организаций и др.

Чемпионат и первенство гг. Москвы и Санкт-Петербурга по рангу приравниваются, соответственно, к чемпионату и первенству федерального округа РФ.

2.4. Разряды и звания по спортивному туризму присваиваются только по результатам соревнований (мероприятий), включенных в календарные планы Федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

2.5. Соревнования всероссийского уровня и ниже, по итогам которых присваиваются спортивные звания и разряды, проводятся в соответствии с Правилами соревнований по спортивному туризму на 2006 -2009 гг.

2.6. Спортивные звания и разряды за результаты, показанные на чемпионатах, первенствах, розыгрышах Кубков России, других всероссийских соревнованиях по спортивному туризму присваиваются, если в них приняли участие не менее 50% субъектов Российской Федерации, культивирующих этот вид спорта.

При этом в каждом виде программы должно принять участие не менее 10 туристских групп, а на соревнованиях рангом федерального округа и ниже – не менее 8 туристских групп.

2.7. Вид программы – соревнование по виду туризма среди туристских групп одной или нескольких форм проведения ТСМ (СП, КП, П, СТП, ТП), стартовавших (вышедших) на маршрут одной категории сложности (трудности) или среди туристских групп, стартовавших (вышедших) на маршруты разных категорий сложности (трудности), приводящее к распределению мест (медалей) среди этих туристских групп.

Перечень видов программ определяется в Положении о конкретных соревнованиях.

2.8. Количество номинаций (номинация — процедура отбора туристских групп, удовлетворяющих некоторому критерию, и их ранжирование) и иные варианты зачета, не связанные с определением результатов соревнований, на основе которых оформляются звания и разряды, определяются Положением о соревнованиях.

3. Организация и проведение соревнований

3.1. Соревнования могут проводиться как по отдельному виду туризма, так и по нескольким видам туризма одновременно.

3.2. Организация и проведение соревнований включают следующие этапы:

  • разработка и утверждение Положения о соревнованиях;
  • рассмотрение заявочных документов в полномочных Маршрутно-квалификационных комиссиях (МКК) и выпуск команд (туристских групп) в ТСМ;
  • подача предварительной заявки на участие в соревнованиях в Главную судейскую коллегию;
  • прохождение командой спортивного маршрута;
  • оформление отчетов о ТСМ;
  • рассмотрение отчетных материалов по ТСМ и зачет пройденных маршрутов в выпускающей МКК;
  • передача отчетных материалов в Судейскую коллегию соревнований, для участия в соревнованиях туристской группы, совершившей ТСМ;
  • сортировка  отчетных материалов по ТСМ, поступивших  в Судейскую коллегию, в соответствии с Положением о соревнованиях по видам программ;
  • проведение Главной судейской коллегией соревнований установочных семинаров для судей по видам туризма или общего семинара судей;
  • рассмотрение отчетных материалов по ТСМ, поступивших  в Судейскую коллегию соревнований, и определение рейтинга туристских групп, с целью распределения мест (медалей);
  • утверждение протоколов соревнований, с учетом принятых решений по рассмотренным протестам, и награждение победителей соревнований.

Федерация спортивного туризма (ФСТ), проводящая соревнование, разрабатывает и утверждает Положение о соревнованиях, осуществляет общее руководство проведением соревнований, проводит награждение победителей.

Рассмотрение заявочных документов и выпуск туристских групп в ТСМ, рассмотрение представленных командами отчетных материалов по ТСМ, категорирование  и утверждение пройденных маршрутов осуществляют полномочные маршрутно-квалификационные комиссии (МКК), созданные, в соответствии с «Положением об МКК», при туристско-спортивных союзах, федерациях, турклубах и других туристско-спортивных организациях (учреждениях) РФ.

Передача заявочных и отчетных материалов по совершенным ТСМ в Судейскую коллегию соревнований осуществляется через МКК, утвердившие представленные туристскими группами отчетные материалы, а также  ФСТ,  турклубы и туристско-спортивные организации, от имени которых выступают команды. Допускается подача отчетных материалов, после рассмотрения и утверждения их полномочной МКК, непосредственно туристской группой, совершившей ТСМ.

Рассмотрение отчетных материалов по ТСМ, поступивших на соревнование, определение результата и места, занявшего туристской группой, рассмотрение возможных протестов и утверждение результатов соревнований осуществляет Судейская коллегия соревнований.

4. Сроки подачи отчетных материалов

4.1. Период сдачи отчетных материалов о совершенных ТСМ определяется Положением о соревнованиях. Он может быть назначен в сроки не ранее, чем через 3 месяца после окончания маршрутного сезона и не позже, чем за 1 месяц до начала судейства.

Если на всероссийские соревнования отчетные материалы о совершенных ТСМ подаются через судейские коллегии окружных (зональных) чемпионатов России, то сроки передачи этих материалов могут быть сдвинуты на более позднее время, указанное в Положении о всероссийских соревнованиях. Крайний срок поступления отчетных материалов в Судейскую коллегию российских соревнований в этом случае — не позднее 1 месяца до заключительного этапа судейства.

4.2. Все материалы, поступившие в судейскую коллегию, не возвращаются и переходят в собственность ФСТ, проводящую соревнование. Так отчеты о туристских спортивных мероприятиях, поданные на всероссийские соревнования, хранятся в библиотеке ФСТ России и доступны для ознакомления всем желающим. На их основе формируется единая информационная база, которая используется в работе любой МКК. ЦМКК использует эту базу при составлении перечней эталонных маршрутов и препятствий, при разработке нормативной базы по спортивному туризму, при рассмотрении представлений к спортивным званиям, разрядам и иным знакам отличия в спортивном туризме.

5. Формирование Судейской коллегии соревнований

5.1. Состав Судейской коллегии (СК) всероссийских соревнований по туристским спортивным маршрутам формирует ЦМКК ФСТ РФ.  Составы Судейских коллегий региональных соревнований формируют МКК ФСТ соответствующего уровня.

Требования к членам СК должны соответствовать уровню проводимых соревнований. Судьи всероссийских соревнований должны иметь судейскую квалификацию не ниже судьи 1 категории и опыт судейства соревнований не ниже федерального округа .

5.2. Состав Судейской коллегии утверждает организация, проводящая соревнование.

5.3. Члены Судейской коллегии и секретари соревнований не могут участвовать  в судействе соревнований того вида программы, где представлен маршрут, пройденный туристской группой с их участием.

5.4. При рассмотрении отчетных материалов по совершенным  ТСМ, Судейская коллегия всероссийских соревнований может принять решение о правильности категорирования маршрута или препятствия во время выпуска группы или утверждения пройденного маршрута нижестоящей МКК или ЦМКК, утвердить новую категорию пройденного маршрута и, при необходимости, перевести туристскую группу  для участия в соревнованиях, в соответствующий вид программы.

Аналогичные права распространяются на  Судейские коллегии соревнований любого, более низкого уровня.

6. Итоговые протоколы соревнований. Зачет результатов соревнований на звания и разряды по спортивному туризму

6.1. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией и Разрядными требованиями по спортивному туризму,  разряды и звания по спортивному туризму по дисциплине спортивные маршруты, присваиваются только по результатам официальных соревнований. К официальным соревнованиям относятся соревнования, включенные в календарные планы всероссийских соревнований, соревнований федерального округа, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, соревнований иных физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

6.2. Соревнования по спортивному туризму по дисциплине «маршруты» проводятся среди спортивных групп, прошедших туристские маршруты в соответствии с Правилами проведения соревнований по спортивному туризму. Судейство таких соревнований осуществляется по данной методике, являющейся единой для всех видов туризма методикой проведения и судейства соревнований по спортивному туризму в дисциплине спортивные маршруты.

6.3. Протоколы соревнований оформляются раздельно по каждому виду туризма и по каждому виду программы, по которым проводятся соревнования.

6.4. Соревнования по виду программы считаются состоявшимися, и результаты этих соревнований идут в зачет на присвоение спортивных разрядов и званий по туризму, если в этом виде приняло участие:

— на всероссийских соревнованиях — не менее 10 команд (туристских групп);

— на региональных соревнованиях – не менее 8 команд (туристских групп).

6.5. Итоги по номинациям, определенным Положением о соревнованиях, оформляются отдельным Протоколом.

7. Подача и рассмотрение протестов

7.1. Протесты, подписанные руководителем туристской группы (представителем команды), подаются в письменном виде через главного секретаря соревнований или секретаря по виду туризма на имя главного судьи с обязательным указанием пунктов Правил или пунктов Положения, которые протестующий считает нарушенными.

Окончательное решение по каждому протесту принимает главный судья соревнований вместе с главным судьей по виду и заместителями главного судьи вида туризма, по которому поступил протест.

7.2. На соревнованиях Всероссийского масштаба может создаваться  жюри для осуществления общего наблюдения за ходом соревнований и решения спорных  вопросов выходящих за компетенцию СК. Жюри состоит из трех-пяти человек: председателя, членов жюри, назначаемых организацией проводящей соревнования, и федерацией туризма из числа высококвалифицированных специалистов и главного судьи соревнований. Все решения принимаются простым большинством голосов. Жюри представляет в организацию, проводящую соревнования, заключение о проведенных соревнованиях и предложение о совершенствовании формы их проведения.

7.3. Протесты о нарушении Правил и Положения в части подготовки или организации самих соревнований подаются в сроки, определенные в Положении для подачи материалов на судейство.

7.4. Протесты на действия участников, судей, повлекшие нарушение Положения или Правил соревнований и влияющие на результат команды, подаются не позднее 30 минут после того, когда произошел инцидент.

7.5. Оценка судей не может быть поводом для протеста.

7.6. Протесты, касающиеся результатов соревнований, в том числе связанные с дополнительной информацией о прохождении туристской группой маршрута, не известной СК на момент судейства, подаются не позднее 2 недель после  официального опубликования результатов судейства (место и способ опубликования указывается в Положении, например, на интернет-сайте).

7.7. Если поданный протест невозможно рассмотреть до начала  судейства соревнований, судейская коллегия может допустить команду к соревнованиям (судейству) условно “под протестом”. В этом случае результаты судейства соревнований утверждаются после решения вопроса о  протесте.

7.8. По каждому протесту Судейская коллегия заслушивает сторону подавшую протест и сторону на кого протест подан. При неявке на разбор одной из сторон,  решение может быть принято в ее отсутствие.

7.9. Решение по протесту оформляется протоколом и сообщается заявителю.

7.10. По факту подачи необоснованного протеста в адрес организации, направившей туристскую группу на соревнование и чьи интересы представляет заявитель, от лица Главного судьи соревнований посылается соответствующее сообщение.

По требованию ГСК может быть возбуждено ходатайство о наложении взыскания на заявителя.

8. Показатели (критерии) оценки спортивного туристского мероприятия

8.1. Методика основана на принципе суммовой оценки спортивного туристского мероприятия по показателям (критериям), адекватным тенденциям, присущим современному спортивному туризму.

При этом каждый показатель определяется методом экспертной оценки.

Совокупность показателей, характеризующих проведенное ТСМ, сведена к пяти основным показателям (критериям):

Сложность, Новизна, Безопасность, Напряженность, Полезность (информативность).

Учитывая специфику и тенденции развития спортивного туризма в тот или иной период, ЦМКК ТССР может устанавливать различные приоритеты для выше перечисленных показателей.

Для Чемпионатов России 2006 — 2009 годов Президиум Совета Федерации спортивного туризма России утвердил следующие соотношения и диапазоны оценок показателей в баллах, приведенные в Таблицах 1 – 5.


Таблица 1. Показатель Сложность: ( от 0 до 120 ), 6 интервалов

Таблица 2. Показатель Новизна: (от 0 до 24), 6 интервалов

Таблица 3. Показатель Безопасность: (от — 30 до 25), 6 интервалов

Таблица 4. Показатель Напряженность: (от -18 до 25),  6 интервалов

Таблица 5. Показатель Полезность: (от  0 до 10),  4 интервала

Как следует из приведенных выше таблиц  для ТСМ  высоких категорий сложности интервалы по градациям показателей выше, чем для низких категорий.

Например, интервалы в оценках новизны  СП  II к.с. и  V к.с.  отличаются и существенно, так как  в  СП  V к.с.  могут быть первопрохождения характерные для спортивных походов I — V к.с., а  в  СП  II к.с. — лишь для I — II к.с.

Анологично и с другими показателями. Так  «Напряженность» эталонной  четверки гораздо выше, чем показатель «Напряженность» для супер напряженной двойки,  а комплекс мер по обеспечению безопасности высоких категорий сложности более значителен, чем для СП низких категорий сложности.

В графе «Характеристика ТСМ», для ориентации, даны отдельные признаки характерные интервалам оценки (интервалам градации) показателей в баллах для разных категорий сложности ТСМ.  Указаны верхние и нижние границы. При этом более высокие положительные  или  отрицательные оценки внутри интервалов  соответствуют  большей совокупности признаков, характерных для ТСМ  в этих интервалах.

Видовым МКК рекомендуется провести для показателей оценки ТСМ расширенную детализацию признаков, характерных интервалам оценок  в Таблицах 1 – 5, учитывая специфику вида туризма, и определить их числовые значения.

Ниже приводится смысловое значение для каждого из показателей оценки СП.

8.2. Сложность

Оценивается сложность маршрута (трудность локального препятствия), пройденного в спортивном походе, коротком походе, путешествии, спортивном туре.

При оценке сложности маршрута ТСМ используются следующие нормативные документы:

  • ЕВСКТМ;
  • Методика категорирования маршрутов;
  • Методики категорирования локальных препятствий;
  • Перечни классифицированных маршрутов и препятствий.

Сравнительная оценка маршрутов разных категорий сложности (трудности) проводится по принципу – чем выше категория, тем выше значение показателя сложности.

При определении числового значения показателя Сложность для маршрута учитывается количество и трудность всех пройденных в ТСМ локальных препятствий (ЛП) и протяженных препятствий (ПП), их протяженность и местонахождение на нитке маршрута. Учитываются также иные факторы, характеризующие сложность маршрута и зависящие от вида туризма и его специфики.

При разработке методик категорирования и оценки сложности маршрутов МКК необходимо учитывать, что интервалы числовых значений показателей «Сложность» для маршрутов всех категорий должны соответствовать значениям этого показателя из Таблицы 1.

8.3. Новизна

Включает такие понятия как степень первопрохождения, оригинальность, нестандартность прохождения маршрута или препятствия.

Оценка проводится  с учетом имеющейся информации об объекте первопрохождения на момент его прохождения.

Первопрохождение маршрута или элементов маршрута может быть полное или частичное (например, новый вариант прохождения ЛП).

На оценку «Новизны» влияют такие характеристики, как оригинальность построения и нестандартность прохождения маршрута, связка нескольких туристских районов без использования транспортных средств для перемещения между этими районами,  новизна технических средств, использованных при прохождении маршрута, использование прогрессивных технических приемов преодоления ЛП, нетрадиционные сроки проведения туристского мероприятия и др.

8.4. Безопасность

Уровень обеспечения безопасности спортивного туристского мероприятия определяется набором удачных (или неудачных) стратегических, тактических и технических решений, использованных группой при проведении ТСМ.

Данный критерий многогранен и должен учитывать весь комплекс мероприятий, предпринятых группой как при подготовке (стратегия), так и на этапе проведения (тактика, техника) ТСМ.

На значение показателя Безопасность влияет правильность и логичность выбора района, построение нитки маршрута, разработка графика движения, выбор средств передвижения, сплава, и т.п.,  соответствующих квалификации участников ТСМ.

При оценке ТСМ по этому показателю учитывается обоснованность отклонений пройденного маршрута от заявленного, соответствие реального графика движения планируемому, соответствие принятых тактических решений реальным ситуациям на маршруте, грамотное использование специального снаряжения и выполнение технических приемов при прохождении локальных препятствий.

8.5. Напряженность

Степень напряженности (интенсивности) прохождения маршрута ТСМ.

Включает такие понятия, как :

  • интенсивность движения группы. Характеризует соотношение протяженности и  продолжительности маршрута с количеством и сложностью пройденных локальных препятствий и протяженных препятствий, для маршрутов в горной местности, с учетом абсолютных высот, пройденных ЛП, и суммарного перепада высот;
  • насыщенность маршрута препятствиями. Превышение общего количества ЛП пройденных на маршруте, характерных как для данного вида, так и для  других видов туризма, над количеством ЛП эталонного маршрута;
  • автономность. Определяется наличием (отсутствием) населенных пунктов в районе путешествия и на нитке маршрута, промежуточных забросок, наличием групп поддержки, взаимодействием с другими спортивными группами;
  • аномальность природных и погодных условий, относительно обычных в данное время, климатические и иные особенности района проведения ТСМ;

Показатель Напряженность зависит также от нагрузок психологических, нештатных ситуаций и специфики маршрута, других факторов, характерных для вида туризма.

Следует учитывать, что динамика роста значения показателя Напряженность должна быть ниже для тех маршрутов, где она (напряженность)  создана «искусственно», например, из-за неоправданного хождения в ночные часы, в непогоду, без предварительных разведок и просмотра технически-сложных участков, прохождения маршрута «на износ» и т.п.

8.6. Полезность (информативность)

Определяет степень полезности, значимости задач, решенных группой при совершении спортивного туристского мероприятия.

Так как полнота предоставленной информации по району, в котором совершено ТСМ, позволяет повысить безопасность проведения ТСМ, планируемых в этом районе, показатель Полезность Зависит от информативности полученных результатов и своевременного предоставления (опубликования) этих результатов.

Данный показатель учитывает качество оформления и информативность представленных отчетных документов и заявочно-маршрутной документации, учитывает наличие и объем общественно полезной работы, выполненной туристской группой.

Полезность включает и такие работы на маршруте, как участие в спасательных работах других групп и оказание помощи пострадавшим.

9. Технология судейства

9.1. Сортировка. Представленные на соревнование отчетные материалы сортируются СК по группам судейства.  Группы судейства соответствуют видам программ, по которым, в соответствии с Положением, проводятся соревнования и определяются победители, а результаты идут на присвоение разрядов и званий, и номинациям, по которым, определяются Призеры.

При сортировке решаются следующие задачи:

  • регистрация представленных отчетных материалов по видам туризма и их группировка, в соответствии с видами программ соревнований;
  • для комбинированного маршрута  СК принимает решение, по каким видам туризма будут зарегистрированы представленные на соревнования отчетные  материалы, если отсутствует кворум туристских групп в виде программы «Комбинированные маршруты»;
  • принятие решения судейской коллегией о технологии судейства ТСМ вида «Путешествия». Обычно используются такие варианты: раздельное судейство по виду туризма, совместное судейство со спортивными походами и турами соответствующего вида туризма или совместное судейство всех Путешествий, не зависимо от вида туризма. Эти и другие возможные варианты, оговариваются в Положении о соревнованиях;
  • отбраковка  и принятие решений судейской коллегией по отчетным материалам, представленным с различными отклонениями от Положения о соревнованиях, а также по материалам, представленным не в полном комплекте. К ним относятся материалы туристских групп, не сдавших стартовые взносы или приславшие отчетные материалы позже установленных Положением сроков, или не в полном объеме (отсутствие маршрутной книжки, отсутствие отметок о зачете ТСМ в выпускающей МКК и др.).
  • В этом случае, а также, если представленные материалы недостаточно полно отражают и подтверждают факт прохождения каждым участником туристской группы маршрута, СК должна запросить недостающие или дополнительные материалы, и, в случае не получения запрошенных материалов в течение семи дней от конечной даты приема отчетных документов, принять решение о снятии команды с соревнований;
  • принятие решений  по маршрутам с отклонениями от заявленной категории.
  • Если по результатам оценки пройденного туристской группой маршрута оказалось, что категория сложности (трудности) маршрута выше или ниже заявленной на соревнования, например, маршрут был не верно откатегорирован в МКК при выпуске или последующем зачете, или же по результатам фактического прохождения определяющие препятствия маршрута оказались выше (ниже) заявленной категории трудности, СК классифицирует пройденный маршрут и, при необходимости, переводит его в соответствующую группу судейства (вид программы соревнований);
  • принятие решений по нестандартным маршрутам (по маршрутам, имеющим иные отклонения, неоговоренные выше).

Маршруты с отклонениями по категории сложности, принятые СК к судейству, переводятся в соответствующие группы судейства (см. Таблица 6).

Таблица 6. Основа сортировки отчетов при судействе всероссийских соревнований по СП

При наличии кворума выделяются в отдельные виды программ по категориям сложности или в виде программы «СП IV-VI к.с.»
ЛП высших к.т.  могут участвовать в виде программы «ТП»
Категория сложности СП
Классы СП, среди которых может осуществляться судейство
I к.с. с  элементами  II к.с. При наличии кворума выделяются в отдельный вид программы или в виде программы «СП II к.с.»
I, II к.с. с  элементами  III к.с. При наличии кворума выделяются в отдельный вид программы или в виде программы «СП III к.с.»
I, II к.с. с  элементами  V, VI к.с. При наличии кворума выделяются в отдельный вид программы.
ЛП высших к.т. могут участвовать в виде программы «ТП»
I, II к.с.   с  элементами  IV к.с.

III к.с.  с  элементами  IV к.с.

При наличии кворума выделяются в отдельный вид программы или в виде программы «СП IV к.с.»
III к.с.  с  элементами  V к.с.

IV к.с.  с  элементами  V к.с.

При наличии кворума выделяются в отдельный вид программы или в виде программы «СП V к.с.»,  «СП IV-VI к.с.»
ЛП высших к.т.  могут участвовать в виде программы «ТП»
III к.с.  с  элементами  VI к.с.

IV к.с.  с  элементами  VI к.с.

V к.с.   с  элементами  VI к.с.

При наличии кворума выделяются в отдельный вид программы или в виде программы «СП VI к.с.», «СП IV-VI к.с.»
ЛП высших к.т.  могут участвовать в виде программы «ТП»
I, II, III, IV, V, VI к.с.

9.2. Установочный семинар судей

Перед заключительным этапом судейства ГСК проводит установочные семинары судей по видам туризма  или общий семинар судей для всех видов туризма. На этих семинарах судьи согласовывают понятийный аппарат и особенности экспертной оценки представленных материалов по выше приведенным критериям. Обмениваются опытом и рассматривают вопросы развития и совершенствования Методики судейства.

Задачей  установочного семинара должно быть формирование у судей понимания требований оценки туристского мероприятия раздельно по всем показателям и выработка единого понимания приведенных в Методике границ для всех Показателей оценки маршрута. Это, с одной стороны, позволяет получить большую четкость и точность экспертной оценки спортивного мероприятия, а с другой стороны раздельная оценка показателей позволяет Организации, проводящей соревнования, ввести дополнительные номинации и, соответственно, призы за наиболее значимые достижения команд.

Необходимо обратить внимание судей на выполнение требований соревнующимися подробного описания и документального подтверждения прохождения каждым участником спортивной группы препятствий, определяющих категорию сложности (трудности) маршрута, и маршрута в целом, путем представления фото, видео и иных, подтверждающих факт прохождения, материалов — записок с контрольных точек маршрута и GPS отметок, телеграмм, записей и отметок в маршрутной книжке, и др.),  а также на необходимость оценки полноты и достаточности мер, предпринятых туристской группой, для обеспечения безопасности ТСМ.

9.3. Работа судей Судейской коллегии по виду туризма

Судейство в каждом виде программы соревнований осуществляется судьями по виду — членами СК, за исключением вида программы «Путешествия», если он проводится одновременно по всем видам туризма. В этом случае судейство осуществляется членами ГСК соревнований.

Каждый судья СК, просмотрев представленные отчетные материалы о ТСМ  того вида программы, в котором он судит, присваивает баллы командам раздельно по каждому из пяти критериев оценки, в соответствии с Таблицами 1 – 5  раздела 8, и заполняет Протокол по Форме 1.

При определении числовых значений показателей оценки ТСМ  используется шаг дискретизации в 1 балл.

Отметим несколько моментов, на которые следует обратить внимание судей СК:

1. Специфика  «раздельно-совокупной»  оценки туристского мероприятия раздельно по всем показателям требует от судей, на этапе судейства, определять каждый показатель без влияния других показателей, несмотря на то, что при этом возможны ситуации, когда один и тот же фактор, характерный для ТСМ, повышает значение одного показателя оценки и, одновременно, понижает значение другого показателя.

Так, например, наличие большого количества ЛП на маршруте ведет к увеличению показателя «Сложность», но, одновременно, при оценке конкретного ТСМ, этот фактор может снизить значение показателя «Безопасность», если командой не предприняты в этом случае адекватные тактические решения.  Или, промежуточные заброски продуктов питания и снаряжения на маршруте, наличие группы поддержки, с одной стороны, повышают безопасность спортивного путешествия и, соответственно, показатель «Безопасность», но в то же время приводят к снижению напряженности ТСМ, что отражается на значении показателя «Напряженность».

2. Уровень обеспечения безопасности туристского мероприятия определяется набором удачных (или неудачных) стратегических, тактических и технических решений, использованных группой при проведении ТСМ, таких, как правильность и логичность выбора района путешествия и построения нитки маршрута, планирование графика движения, выбор средств передвижения, использование специального снаряжения и выполнение технических приемов в соответствии с квалификацией участников ТСМ, поэтому, при определении показателя «Безопасность», судья должен рассматривать этот показатель как сумму трех оценок : Стратегия, Тактика, Техника,  отношение  степеней влияния которых на показатель «Безопасность» рекомендуется рассматривать как : 2 : 2 : 1.

3. При оценке спортивных походов, включающих ЛП относящихся к походам более высокой категории сложности, необходимо учитывать, что такие ТСМ имеют, как правило, показатели «Сложность» и «Напряженность» ниже, чем аналогичные показатели эталонных маршрутов для которых эти ЛП являются определяющими.

4. В случае нарушения туристской группой пунктов Правил («Правила соревнований по спортивному туризму») или выявлении грубых нарушений мер безопасности при прохождении маршрута (препятствия), Судья выставляет этой команде отрицательную оценку по показателю «Безопасность».

5. Максимальная отрицательная оценка по показателю «Безопасность» может служить основанием для снятия команды с соревнований.

При поступлении в  СК  по виду туризма протокола с максимальной отрицательной оценкой показателя «Безопасность», для какой либо туристской группы, заместитель Главного судьи соответствующего вида туризма проводит совещание судей СК этого вида программы соревнований с рассмотрением обоснованности выставленной команде оценки по показателю «Безопасность» и оформляет Протокол совместного рассмотрения показателя «Безопасность» для этой команды  (Форма 5)

Если в результате совместного рассмотрения  2/3 или более судей СК выставили максимальную отрицательную оценку по показателю «Безопасность», то туристская группа снимается с соревнований.

В противном случае команда с соревнований не снимается, но при подсчете итогового результата судейские оценки значения показателя «Безопасность»  берутся из Протокола совместного рассмотрения показателя «Безопасность».

9.4. Работа Судей, ответственных за вид туризма (Главного судьи по виду, Секретаря, Заместителя Главного судьи по виду)

Главный судья по виду туризма, Секретарь по виду и Заместитель главного судьи по виду на основании протоколов Судей по виду заполняют Сводный протокол по показателям (Форма 2) и выводят итоговые результаты каждой команды в баллах раздельно по всем показателям, используя Формулу (1):

П(ik) = *                           (1)

где :

П(ik) – итоговый результат команды в баллах по «i» показателю в группе судейства «k»

Nkколичество судей СК  по виду туризма в группе судейства «k»;

Rсрезультат команды в баллах по «i» показателю, проставленный судьей СК по виду с номером «c»  в группе судейства «k».

Вводится механизм повышения достоверности оценки каждого показателя:

— при количестве судей  5  или  более 5,  одна максимальная оценка и одна минимальная оценка отбрасываются.

В этом случае в формуле (1)  вместо значение «Nk» следует поставить значение » Nk – 2″. При оформлении протокола по Форме 2  делается отметка – «с коррекцией/без коррекции».

Таким образом, Итоговый результат туристской группы по  показателю определяется как среднее значение от суммы баллов, проставленных судьями команде по этому показателю, подсчитанное с точностью до 1-го десятичного знака с использованием правила математического округления. Итоговый протокол оформляется по Форме 4.

Первое место по показателю соответствует наибольшему результату в баллах, далее места распределяются в порядке убывания результатов.

На основании Сводного протокола по показателям (Форма 2) Главный судья по виду, Секретарь по виду и Заместитель главного судьи по виду заполняют Итоговый протокол (Форма 3),  в котором  Итоговый результат туристской группы в баллах определяется суммой баллов, набранной командой по всем показателям, см. Формулу (2).

R(k) =П(ik)                           (2)

На основании баллов, набранных командами по всем показателям, распределяются места занятые туристскими группами в виде программы соревнований, что также отражается в Протоколе.

При этом первое место соответствует наибольшему результату в баллах, далее места распределяются в порядке убывания результатов.

Если для нескольких ТСМ итоговый результат в баллах оказывается одинаковым (одинаковая сумма баллов по всем показателям), то место, занятое этими ТСМ, проставляется в виде интервала, например 4-5.

Определение победителей проводится также по тем Номинациям, которые определенны  в Положении о соревнованиях. В этом случае результаты судейства по номинациям должны быть представлены протоколом по Форме 4. Где в поле Показатель указывается наименование Номинации по которой проведено судейство.