Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Велопоход «Казахстан 2010»

Велопоход «Казахстан 2010»

ОТЧЕТ

группы велосипедистов велоклуба 3х9

о походе IV кс по маршруту:

Арaльcк – Жаланaш — зaл. Бутаковa — Акеcпе — мыc Торaнгылы — кол. Таcкудук — зaл. Тущебаc — cол. Тонгурукcор — Бегимбет – г. Арaдонтaу — зим. Акший — род. Ащыбулaк — ур. Актумcык — зим. Таcкенчу — прaв. берег р. Шагaн — кол. Акбулaк — г. Кожaберген — Аккaйтым

Содержание

КАРТА РАЙОНА ПОХОДА

Кликните по карте, чтобы увеличить! (откроется в новом окне, 1,6 Мб)

Фотографии Димы

Фотографии Миши

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДА

номер маршрутной книжки

1/5-401

Протяженность маршрута

771,5 км

из них асфальта

2 км

грунтовых дорог и троп

769,5 км

число ходовых дней

14

Сроки проведения

26.04-09.05

Руководитель похода

Гришин Д.В.

СОСТАВ ГРУППЫ:

№№ пп.

Фамилия, имя, отчество Год рождения Обязанности в группе

1

Гришин Дмитрий Викторович 1980 Руководитель

2

Журавлева Ирина Александровна 1982 Завхоз

3

Журавлев Евгений Владимирович 1981 Медик

4 Бобров Александр Сергеевич 1984 Летописец

5 Шеховцова Инна Владимировна 1984 Заснар

6 Титков Михаил Александрович 1982 Реммастер

7 Соколова Марина Михайловна 1984 Финансист

Гришин Дмитрий

     
     

Журавлева Ирина

Журавлев Евгений

Бобров Александр

     
     

Титков Михаил

Шеховцова Инна

Соколова Марина

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

День Участок маршрута Километраж Способ передвижения, покрытие Погода
26.04.2010 Аральск – бугор Карачинк 31,05 Вело/ грунт. дороги Переменная облачность, вечером пасмурно
27.04.2010 Бугор Карачинк – зал. Бутакова 62,35 Вело/ грунт. дороги, тропы Ясно
28.04.2010 Вдоль залива Бутакова 13,72 Вело, пешком/ грунт. дороги, Утром пасмурно, днём сильный дождь, вечером ясно, сильный ветер
29.04.2010 Акеспе – г. Каратас 56,2 Вело, пешком/ грунт. дороги, песок Ясно
30.04.2010 г. Каратас – зал. Тще-Бас 56,46 Вело/ грунт. дороги, тропы Ясно
01.05.2010 Зал. Тще-Бас – балка Жамансай 76,11 Вело/ грунт. дороги Ясно
02.05.2010 Балка Жамансай – Бегимбет – к. Жумагул 64,39 Вело, пешком/ грунт. дороги, песок. Ясно
03.05.2010 к. Жумагул – к. Кобугуль 63,09 Вело, пешком/ грунт. дороги, тропы, без дорог Ясно
04.05.2010 к. Кобугуль – сай Арысты 52,45 Вело, пешком/ грунт. дороги, тропы, без дорог Ясно
05.05.2010 Сай Арысты — дамба Ивраим 61,20 Вело, пешком/ грунт. дороги, тропы, без дорог Ясно
06.05.2010 дамба Ивраим – устье р. Маннысай 38,75 Вело, пешком/ грунт. Дороги, тропы Утром гроза, дождь, переменная облачность
07.05.2010 устье р. Маннысай – сор. Шошкаколь 69,56 Вело, пешком/ грунт. дороги, тропы, без дорог Переменная облачность
08.05.2010 Сор. Шошкаколь – ур. Баян 72,19 Вело/грунт. дороги Ясно
09.05.2010 ур. Баян — Аккайтым 53,92 Вело/ грунт. дороги, грейдер Ясно
ИТОГО: 771,5

ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ

Нитку данного маршрута я придумал еще в 2008 году, когда собирался увидеть и Аральское и Каспийское море. Но километраж получался слишком высоким для имеющихся в распоряжении дней, а главное меня пугала очень высокая автономность в районе северного Чинка Устюрта. Но пройдя тогда по Мангышлаку, я решил что готов и к изначальному плану. В 2009м началась подготовка к походу, но ближе к майским отвалились практически все участники кроме меня и Инны, поэтому поход я отменил. В этом же году ситуация оказалась противоположной — желающих было так много что мне пришлось отказывать. Думал даже разделиться на 2 группы, но, как обычно, ближе к началу похода у кого-то что-то не получается и на маршруте нас было 7 чел. Для облегчения регистрации, также как и в прошлой поездке в Казахстан, сделал рекомендательное письмо из МКК.

В 2010году весна затягивалась, я мониторил погоду в марте-апреле на район похода, и там было даже холоднее чем на ЕТР. У меня возникали опасения, что маршрут может быть сорван, если все не растает и высохнет к моменту нашего приезда. Дороги нам предстояли полностью грунтовые, а почвы в пустынях проходимы только когда они сухие. Но с середины апреля весна наоборот «ускорилась», что не могло не радовать. Также порадовало что за прошедший год на нужную нам территорию Казахстана Google выложил снимки SPOT вместо LandSAT, по ним гораздо лучше получалось разглядеть дороги.

Заброска на маршрут очень удобная – 2-е суток на поезде и мы прибываем прям в Аральск.

Гарантированная возможность дозакупки продуктами на маршруте была только в 1м месте — поселке Бегимбет, продукты на первые 5 (4 рассчетных+1) дней похода мы везли из Москвы. Учитывая высокий вес нашего скарба, мы все сшили себе межрамные сумки. Она делается просто – обводится лекало межрамного треугольника и сумка делается толщиной 5 см. Такая толщина не мешает при педалированиии, а из-за растягиваемости туда можно впихнуть 2 2л бутылки и еще какие-нибудь крупы.

Билеты на поезд обратно из Бейнеу достать в Москве невозможно, но есть местный поезд Мангышлак-Актобе, на котором мест много. Но из России они стоят в неск раз дороже, да и не понятно к какой станции мы выбежим, если будем не успевать. Так что эти билеты будем брать на месте или с проводником договариваться. А из Актобе в нужную дату ходит прямой поезд в Москву.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

26 апреля

Приехали на вокзал в час ночи, нас встречали друзья Саши с Байконура, которым мы везли с Москвы велосипед. Устроились спать прямо в зале ожидания — поставили велы и расстелили вокруг них пенки. Правда перед этим ходили на площадь сфоткаться с красиво освещенным корабликом. В Казахстане нет электричек, только в поездах дальнего следования можно переехать людям по железке, так что ночью несколько людей ждали своего поезда. Они пытались завязать разговор кто мы и откуда, но мы старались поскорей от них отнекаться и заснуть, хотя это было очень не просто. Ребята уехали обратно на Байконур тем же ночным поездом, что и все остальные мужики. С нашего поезда сошел еще один турист, он на ночь не стал и ложиться, а просидел всю ночь в кресле. Утром поговорили с парнем как он собирается идти, и он сказал что собирается обойти пешком полуостров Шубартырауз, причем из карт у него была только космосъмка распечатанная. По сравнению с ним мы просто погулять вышли с точки зрения риска, а я так боялся идти в такой автоном.

В 9 утра собрались, набрали воды по 6л в колонке и поехали делать регистрацию. В отличие от толп в Актау, народу в миграционной полиции не было никого. Только парень успел нас опередить. Начальник полиции позвал и нас после разговора с ним; посмотрел на наши миграционные карточки и спросил почему у нас целью приезда стоял «частный». Мы ответили что так нам рекомендовал написать проводник. Он говорит что вот у пешеходника стояло «туризм». Он нам начал доставать кучу каких-то документов где написано что если частный то мы должны быть у кого-то прописаны и т.п. Парню же он оказывается заявлял что при «туризме» необходимо предоставить координаты турфирмы. Также начальник начал нам показывать документы в которых написано что необходимо было все-таки делать таможенную декларацию, хотя проводник опять же говорил что она не нужна. Ну и под конец еще заявил что у нас страховка обязана быть. Откровенное выуживание денег, но мы не велись на эти разводы, он уже потом просто сказал, что мол неделю назад японцы на мотоциклах регистрировались, компас ему подарили. Мы ему предложили тогда остатки меда с поезда. В конце концов мужик понял что денег мы ему не дадим, и сделал нам регистрацию (так же как и тому парню).

В миграционной полиции нам порекомендовали сходить в краеведческий музей, куда мы и направились. У его входа стоял и разговаривал с сотрудниками музея милиционер, он сказал что посторожит наши велосипеды пока мы будем все осматривать. Экскурсия оказалась отличной, ее проводил сам начальник музея. В залах много работающих инструментов, нам даже включали патефон и старую радиолу. В музей заходили все приезжавшие на арал туристы, экскурсовод нам про них тоже нарассказывал. Здесь были и путешествовавшие на мотоциклах вокруг света Макгрегор и Бурман, известные по фильму Long Way Round. Он также сказал, что проект сооружения дамбы, отделившей северный Малый Арал от остального моря, признан успешным, и теперь планируется сооружение 2й дамбы в устье залива Сарышыганак, чтобы обводнить его и вода дошла по каналу до Аральска.

После музея едем к бывшему порту, где осматриваем останцы рыболовных шхун, в т.ч. и знаменитый Лев Берг. Корабли уже не просто лежат в песке, для них соорудили что-то вроде пьедесталов. Пока мы лазаем по ним, на нас глазеет вся детвора из соседней школы. Но вот наконец выезжаем из города, найти нужную дорогу в степи, даже имея отрисованный по детальной космосъемке трек, очень непросто. Расспрашиваем местных про дорогу на Жаланаш, но все нас пытаются отправить в объезд по грейдеру. Наконец выезжаем в нужном направлении. Поднимаемся на небольшой уступчик, и нам сразу же вдалеке открывается картина обрывов северного берега Арала. Через 1 км встречаем небольшой солончак (там где был залив малый Сарышыганак), когда я его разглядел по снимкам, то думал он может быть проблемой для нас, но мы его легко объезжаем.

Небольшой солончак

Едем на пару километров южнее трека, надо попасть на него чтобы ехать прям под обрывами, но никаких отвороток направо не встречается. Доезжаем до выс.70, рядом кладбище, открываются виды вдаль на солончаки бывш. залива Сарышыганак, здесь обедаем. Небо тем временем затягивает облаками.

Полевые дороги

Первый обед

После обеда сразу же находится отворотка на север, едем по ней, но как обычно она начинает разветвляться, уводить не туда. Но тут нас догоняет УАЗ, мужики в нем ищут верблюда, объясняют нам как выехать к дороге моего трека. Немного поплутав, выезжаем на нее, она гораздо лучше накатана чем по которой мы южнее ехали. Мужики нам сказали что на ней будет развилка, если прямо то поднимемся наверх, нам же надо левее. Развилку эта меньше чем за километр от подъема на уступ. Через 500м после поворота на дороге валяется труп верблюда, такое естественное зрелище… Дорога становится намного меньше накатанной, и главное грунт становится мягким и сопротивление качению возрастает.

Дорога ухудшается

Вдоль чинка

План сегодня встать перед Жаланашем, хотя он мне казался очень скромным, теперь кажется совершенно не реальным… Думал тогда доехать до указанного на карте артезианского колодца, но вскоре немного левее дороги показались какие-то разрушенные строения (http://wikimapia.org/14685416/ge). Рядом с ними был кустарник, да и время уже совсем вечерело, так что встали здесь на ночевку. Вообще по космосъемке я не рассмотрел этого места, от него наверх на бугор Карачинк шла дорога, уложенная плитами, да и немного на запад она продолжалась, но все строения были разрушены полностью, колодцы засыпаны. Вечером облака развеялись и выглянуло солнце.

27 апреля

Утром было солнце, и освещенный утренними красками чинк выглядел очень красиво.

Выезжаем с первой ночевки

Наша вчерашняя дорога сворачивала немного южнее, как раз в сторону артезианки. Колеи накатаны прямо по высохшему заливу Большой Сарышыганак, едем по сплошным ракушкам. Но дорога вскоре опять сворачивает на запад, и артезианку мы объезжаем. В нескольких км южнее нашей дороги виднеются какие-то строения — вероятно колодец там. А севернее нас идут столбы ЛЭП — там основной грейдер на Жаланаш. Вдруг немного впереди мы видим конструкцию, 100% смахивающую на пепелац. В таком окружении это производит неизгладимое впечатление. Мы едем скорее к нему, он немного в стороне от дороги. Приходится дальше идти пешком. Но вот мы подходим, и это оказывается тоже могила, каких много таких одиноких в степи. В первый раз я увидел чтобы она была из железа а не из камня.

Трек опять потерял, он идет южнее, так как я хотел проехать вдоль бухты Жаланаш, по космосъемке там красивее. Но никаких отвороток налево нет, так что едем прямо, пока за перегибом далеко впереди не показываются строения Жаланаша. Налево же открывается широкая панорама высохшего залива Жаланаш, а далеко на юге за мысом Байшура уже видно море. Корабли-призраки на юге залива еле угадываются. Берег в этом месте обрывистый, красиво заворачивающий. Дороги понизу, по которой я проложил трек, отсюда не просматривается.

Подъезжаем к Жаланашу

В Жаланаше начинаем искать воду, колодцев нет, только резервуары у жителей. Спорсили в ближайшем доме, где есть люди, про воду и так давно ожидаемый, по воспоминаниям прошлого похода в Казахстан, шубат. Из-за того что жители русский не знают, мы сперва не совсем поняли, придется ли нам платить и за воду тоже, но в конце концов мы платили только за шубат и молоко. Воды взяли по 7,5 литров на человека.

Жаланаш

Расспросили о дороге на Акеспе, надо проехать на западную оконечность поселка, там идет грейдер с Сарышаганака, надо его пересечь и двигаться по дороге дальше на запад. Но эта дорога, вдоль которой тянется ЛЭП, идет в Тастубек. Причем электрифицировали его только недавно. Я же проложил трек через сопки Кушокы, нам надо ехать правее. Наконец встречаем нужный поворот. Дорога через 1км выводит на обширнейший такыр (http://www.panoramio.com/photo/10873659).

Пыльная буря на такыре

И вот здесь то дорогу мы и потеряли, так как почва такыра очень твердая, и следы в ней не проминаются. Наконец-то находим какую-то колею — она уже гораздо хуже накатана, но хотя бы идет в нужном направлении. Двигаемся в стороны сопки Ку-Чоку с красивым останцем-пальцем высотой около 20м. Но вот мы подъезжаем к сухому руслу, дрениющем

сопки Кушокы, здесь виднеются остатки глиняных сооружений для задержания воды. Дорога идет дальше на север, на запад же не видно вообще ничего. Решаем тогда отобедать в сухом русле. К этому времени выяснилось, что шубат был «женский» — девчонок что-то от него помутило. Я и Саша идем прочесывать местность в поисках дороги, ведь на космосъемке я что-то разглядел. Через минут 20 Саша, ехавший в 200м от русла, крикнул что подсек дорогу. Когда же он поехал по ней назад, то по приближению к руслу она сперва превратилась в одну колею, а потом полностью исчезла. Поставили на Gps точку и поехали обедать.

Сопки Кушокы

Обед в сухом русле

Выезжаем на точку начала дороги и едем по ней дальше, она еле-еле накатана, и рядом с небольшим бугорком у «Пальца» она опять превращается в одну колею и исчезает.

Дорога постепенно пропадает

Едем по едва заметной тропе

У Саши в этом месте ломается стойка багажника, чиним его пока хомутами, и привязываем часть бутылок с водой скотчем к межрамным трубам. Через 500м опять сухое русло, которое неудобно перелезать так как оно окаймлено обрывами высотой ~80см.

Форсируем сухое русло

Миша сходил на разведку и сказал что есть накатанная дорога, идущая вдоль русла на север. Но нужно двигаться дальше на запад, туда идет менее накатанная колея. Вскоре мы уже видим домики зим. Карабулак, но дорога становится все хуже и хуже, грунт мягкий — ехать тяжело. У самого зимовья выезжаем на накатанную дорогу из Тастубека. Зимовье не обитаемо, колодца не видно, резервуары мы искать не стали, так как вода у нас была. Быстро катим по дороге на север в сторону хребта Калтыбай. Но тут вдруг впереди виднеется вода, и конечно же сразу же трясина вокруг нее. Хотели было объехать ее справа, так как вроде бы дальше от моря и должно быть суше, но оказалось что наоборот слева можно прорваться — всего 2 метра засасывающей грязи, через которую мы перенесли велы. Дальше дорога накатана намного хуже, из-за проваливающихся в грунт колес наша скорость не превышает 8-9 км/ч

Приближаемся к очень красивому урочищу Каракудук, слева все ближе подступают солончаки, и дорога немного взбирается вверх.

Приближаемся к урочищу Каракудук

Уклон вроде небольшой, но ехать из-за проваливающегося грунта уже невозможно. Видны колеи глубиной около 5см от широких колес мотоциклов, мы подумали что это те самые японцы, о которых говорил начальник миграционной полиции. В урочище лессово-глинистый грунт очень мягкий, даже толкать вел тяжело.

Тяжелые грунты

Урочище Каракудук

Но вскоре дорога возвращается обратно вниз и можно опять ехать. Проблему составляют только сочащиеся с тянущегося справа уступа небольшие роднички. Они превращают дорогу в месиво, которое надо обходить. Они попадаются примерно каждые 500м, и обходить нужно по целине до 400-500м, на что теряется огромное количество времени. Видно что мотоциклетные колеи тоже обходят грязевые болота, можно идти вдоль них и видеть хоть где начинается грязь, так как зачастую, пока не засосет, не поймешь где можно наступать а где нет. Но хоть вокруг нас очень красивые виды чинка и все приближающегося моря.

Объезжаем топкие места

С такой скоростью дойти до Акеспе можно только мечтать, в конце концов, во время обхода очередного «болота», когда его приходилось обходить все дальше и дальше, я решил идти уж сразу к морю на ночевку. Но это от дороги казалось что до кустарника, который я считал растет у берега, не более 500м, а оказалось около 1км, а кустарник от берега еще в паре км… Так что встаем здесь. Желание идти столько до моря по целине, а потом по трясине возникло только у Сашки, он вернулся уже в темноте. Его друзья с Байконура говорили что завтра в 5 утра должен быть старт с космодрома, решили что встанем посмотрим на это зрелище.

28 апреля

В 5 утра было видно что надвигается облачность, старта так никакого и не увидели… После рассвета уже все было затянуто облаками, холодно, вот только дождя еще не хватало. Возвращаемся на вчерашнюю дорогу, родничков стало меньше, зато сверху начинает накрапывать.

Погода портится

Обрыв приближается ближе, дорога виляет рядом с ним, красиво. У Марины прокол, мы с ней остаемся менять камеру, а остальные едут дальше. После сборки колеса долго еще возимся с ее дисковой механикой, чтобы она хоть как-то тормозила. Нагоняем ребят, они остановились у сероводородной артезианки, где можно было хотя бы умыться. Хотя мы с Сашкой смогли эту воду и пить.

Сероводородная артезианка

Погода очень промозглая, дождь все усиливается, но надо ехать максимально далеко, пока не станет налипать грязь. К сожалению это удается не долго, и мы встаем ждать пока все высохнет, так и не доехав до Акеспе 9км. Все размокло очень быстро, велы к месту стоянки пришлось перетаскивать по двое. Поставили палатки и легли спать, дождь шел еще долго и прекратился только к 2м дня. Я даже не ожидал, что такой продолжительный дождь может быть в пустыне. Обедаем и сушимся, дует сильный западный ветер, дающий надежду на быстрое просыхание грунта. Воды вылилось много, даже ходить тяжело из-за килограммовых комов грязи на ботинках. Тучи ушли, и в лучах солнца видна какая-то башня-вышка в Акеспе.

Ожидая пока просыхает грунт, прогулялись к морю — и как Сашка умудрился вчера залезть в такую трясину?? Но хоть виды на чинк и на залив очень красивые. Долго всем любовались, и пошли обратно в лагерь, так ничего и не просохло, придется ночевать, а отставание от графика уже 1,5 дня в самом начале похода.

На берегу моря

29 апреля

Утром ничего так и не высохло. Но когда мы ходили вчера к морю, то видели что ближе к воде идет еще дорога. Там больше песка, и должно лучше ехаться в сырость. Перетаскиваем на нее велы, но к сожалению все равно все налипает и блокирует колеса. Но чуть дальше есть еще одна дорога, Маринка пытается по ней поехать и у нее это получается, перебираемся все следом за ней. Чем дальше тем лучше едется, так как перед Акеспе начинаются пески Малые Барсуки. В одном месте дорога очень близко подходит к воде, из-за песка можно даже подойти к ней и искупаться. Но я тогда поспешил ехать дальше, так как мы сильно опаздывали, хотя теперь думаю что напрасно не остановились. За 3 километра перед поселком у дороги лежит остов баржи, засыпанный песком, лазаем и фоткаемся.

Остатки баржи

Через 1км пересекаем соленый ручей шириной меньше 1м, дальше дорога идет среди песчаных ячеистых бугорочков высотой около 1м, подобное с почвой происходит в районах вечной мерзлоты, но чем это вызвано здесь? Перед поселком опять вода, но из-за того что это песок, все нормально проходимо. Здесь же начинаются пологие барханы по несколько метров в высоту, сам поселок тоже весь в песке.

Соленый ручей

Подъезжаем к Акеспе

В самом поселке встречаем сразу группу людей, которые сюда на свадьбу приехали. Нам вынесли шланг чтобы бутылки набирать, из-за более медленного темпа я увеличил норму до 10 литров на человека. Хотел было расспросить их о дорогах, но в географии никто нормально не ориентируется… Про колодец Таскудук они тоже не смогли сказать ничего определенного, но если там нет воды, то мы доломим 25 км до Акбасты. Закупили также шубата, молока и хлеба, все очень вкусное, только вот шубат, как выяснилось, оказался «мужским». Расспросили мужиков о дороге дальше на запад, один из них сказал, что сразу за песками будет болото, его надо объехать севернее.

Акеспе украшен к свадьбе

Набираем воду

Выходим из поселка катим велы, ехать по такому песку невозможно, хоть он и влажный еще со вчерашнего дождя. Вышли с «сопровождением» — дорогу нам «показывала» корова, и еще привязался один тип, который все выпрашивал что-то ему дать «на счастье». Но со временем они исчезли, как и все в степи.

Покидаем Акеспе

Пески Малые Барсуки

После 1,2 км песков у дороги отвилка правее, едем туда как нам и сказали. Постепенно дорога становится все менее накатанной, ответвления заворачивают налево, сворачиваем и мы. И вот тут то мы и вляпываемся в это болото. Я, Женя и Марина, увидевшие что ребята погрязли, едем объезжать еще дальше на север. Но тут скрывается подвох — там кажется что почва суше, но на самом деле такая же вязкая грязь, только она располагается на еще большей площади. Идти очень тяжело — ноги вязнут и разъезжаются, переносим велосипеды вдвоем, на этот 400м участок мы потратили 2 часа.

Пробираемся через болото

Липкая глина!

Но после него наконец-то можно нормально ехать. Вскоре за перегибом показывается залив Шевченко, спускаемся вниз, там где был Шомишиколь. Внизу дорога становится грейдером, и на нем гребенка. Непонятно лучше ехать по стиральной доске или рядом по дороге с рыхлым грунтом. Доезжаем до чинка и устраиваем обед. Открываем сюрприз Ксюши — им оказался прохладный апельсиновый сок — ничто не может быть лучше в пустыне!

Дорога улучшается

Дальше дорога становится совсем плохой — колейная, и почва очень мягкая, ехать очень тяжело, скорость падает до 5-7 км/ч. Встречаем черепаху — почему то здесь, в отличие от Мангышлака, мы встретили ее 1 раз, да и вообще живности очень мало. Но зато очень красивые виды на чинк и на море. Часто встречаем окаменелости с ракушками, места очень дикие.

Но скоро дорога ухудшается

Немногочисленная местная фауна

Продолжаем движение вдоль чинка

На ночевку встали около горы Каратас, даже не смогли доехать до западного берега залива, все очень устали — за день проехали 56 км за 7 ходовых часов.

30 апреля

Утром дорога практически сразу становится хорошей плотной, скорость на спидометре впервые в походе превышает 20км/ч. Но халява длилась недолго, как только пересекаем русло Актабай, начинают часто попадаться невысохшие участки, приходится обносить велы. С севера тянется ЛЭП в Акбасты, мы едем от нее в 100м. Вдоль ЛЭП вроде бы должна идти более хорошая дорога. Но это только в теории, там она еще менее

накатанная. Но через 3 километра дорога опять становится сухой, едется хорошо. Встречаем поворот налево с непонятным указателем на щитке «Сексеул», направление на ЮЮЗ, непонятно куда он ведет. Навстречу проезжают двое на мотоцикле, первые люди с Акеспе. Дорога все сильней заворачивает на запад в балку Кирей, опять где-то с трека сбился. Встречаем поворот налево, он корректирует направление, так что сворачиваем. Дорога плохо накатанная, но едется нормально. Доезжаем до обширного такыра, где по навигатору мы пересекаем отрисованный по космосъемке трек. Как обычно на такыре следы практически полностью теряются, но, начав его прочесывать, их находим, и теперь едем по треку.

Едем вдоль ЛЭП

Дорога довольно накатанная, но тут в первый раз встретилась такая напасть как колеи, заваленные высохшими кустиками ревеня. Мы их прозвали «веники», они наматываются на колеса, постоянно опасение, что они выломают переключатель. Пытаемся ехать рядом с дорогой, где это возможно, но и там веники встречаются. Наконец впереди показываются строения, как раз тут должен быть колодец. Но мы все облазили и не нашли воду в бункерах. Но ниже в балке виднеется сам колодец, ребята сходили проверили, вода в нем есть. Обедаем в «тростниковой хижине» — здесь хоть ветра нет, это очень непривычно.

Заваленная ревенем колея

Тростниковая хижина

Обедаем в хижине

Колодец

Дорога, по которой мы приехали, дальше заканчивается. Еду проверяю дорогу по другой стороне балки, она сперва уводит сильно на запад, но потом на ней есть поворот на ЮЗ. Сворачиваем, так как нужное направление на юг, и так мы лучше его выдерживаем. Вскоре впереди опять виднеется такыр с водой, но его можно объехать южнее, здесь встречаем отворот-тропу, которая еще более выравнивает курс на нашу цель — останцы у обрыва залива Тущебас. Пересекаем мощную дорогу в широтном направлении — «трасса» из Бозоя в Акбасты. Мы же едем дальше на юг опять по 2хколейной дороге. Ждем отставшего Сашу, у него опять проблемы с багажником.

Дорога

Очередной такыр с водой, и поперек дороги течет небольшой ручеек, его получается перепрыгнуть и передать велы. Дальше объезжаем по самому краю такыра и возвращаемся на дорогу, хорошо по ней катим и вылетаем на очередной такыр, который уже как озеро выглядит. По краешку не объедешь, приходится проламывать по целине. Здесь пасется табун лошадей, они смотрят на нас подпускают, а потом резко рванут. Часть лошадей отбилась от остальных — мы их как бы разделили. Вожак, видя такой беспорядок, героически проскакал прямо передо мной и вернул отщепенцев. Продолжение дороги уходит куда-то восточнее, так что едем по азимуту — до обрыва осталось 2км. А вдоль него потом на север по космосъемке была какая-то дорога, на нее потом и выйдем. Мы ее пересекаем примерно через 1 км, она очень невзрачная. Идем дальше, у начала оврага велы оставляем, дальше пешком.

У обрыва очень красиво — останцы, залив-озеро, противоположный берег видно. Мы долго ходили любовались и фотографировались. Здесь можно бы и заночевать, но мы сильно отстаем от графика, у нас уже и еда начинает заканчиваться. Возвращаемся обратно, ищу дорогу, но нахожу только верблюжью тропу. Странно, когда сюда шли, чуть южнее была дорога, а здесь уже тропа. Хотя по космосъемке SPOT все выглядит одинаково как дорога. Нe да ладно, едем по ней, бывало и хуже. Проблема в том, что здесь очень мало кустарничков чтобы жечь в печке, НЗ горелку очень не хочется использовать. Но проехав 4км, встаем на ночевку, поодаль вроде росли какие-то кустики.

Чинк залива Тущебас

Чинк залива Тущебас

1 мая

Вчерашняя тропа через 2 км вливается в отличнейшую накатанную дорогу на Бозой, которую мы вчера пересекали. Опять можно разогнаться более 20км/ч. Такыр перед сопкой Колькарашокы залит водой, за ним примыкает дорога с СВ с ЛЭПом, но нам нужно направление на ССЗ, так что едем дальше.

Дорога на Бозой

Дорога заворачивает огибает залив, взбираемся по ней на небольшой пупырь, но за «перевалом» видно что она заворачивает на запад к Бозою. Бозоя нам надо избегать, так как там максимальная ширина песков Большие Барсуки, мы же их пересечем в наиболее узком месте у Бегимбета. На север уходила какая-то еле накатанная дорога, едем по ней. Едем по сопкам Колькарашокы, качели вверх-вниз, на дороге много песка, приходится часто спешиваться.

Сопки Колькарашокы

У последней сопки дорога разветвляется — на СЗ и СВ, нам бы левее, но туда дорога на грани видимости, так что поедем правее, тем более что и трек у меня там же нарисован. Дорога после спуска все сильнее заворачивает на восток, надо опять корректировать. Встречаем отворот на север, но он очень плохо накатан, Миша говорит что дальше есть дорога в том же направлении, но получше. К сожалению она тоже на дорогу мало походит. Но дальше встречаем поворот на СЗ, коротый возвращает нас на отрисованный трек.

Дорога идет немного вверх на окружающие сор Тунгуруксор уступы. Проезжаем кладб. Откельбай, и сверху открывается вид на солончак – красиво, прямо как озеро в огромном кратере.

Тунгуруксор

Спускаемся, дорога плавно заворачивает на север вдоль борта впадины, качество ее сильно ухудшается. Около одного мощного сухого русла мы ее чуть не потяряли. Но чуть дальше все-таки нашли и идем вверх, ехать нельзя из-за рыхлого грунта.

Тунгуруксор

Тунгуруксор

Через 1 км грунт уплотняется, проезжаем еще 2 км и становимся на обед, 12-30 — самая жара.Дальше стараюсь не потерять отрисованный трек, движемся вверх, много песка – часто идем. Объезжаем с севера верш. 234,9 и делаем привал у верш 221,4. Наверху чье-то большое гнездо, виды вдаль с горами сопками и плывущими облаками очень завораживают. Здесь впервые мы решили заваривать каркаде прямо в холодной воде – получается отлично и хоть какой-то вкус у воды. Дальше наш курс забирает все больше на запад, по дорогам опять можно ехать, только часто мешает глубокая колейность. Доезжаем до ур. Актакыр, перед ним колодец, воды нет. Сам такыр с водой по центру, объезжаем по перифирии. Все вытворяют всяческие пируэты когда так отлично катится в любом направлении.

Такыр

Дорога после такыра сперва невзрачная, но потом становится лучше. Пересекаем 2 хорошо укатанные дороги широтного направления – они и на карте есть. В пустыне видны следы антропогенного воздействия – посадки саксаула в линеечку. Там, где они заканчиваются, встаем на ночевку, хоть с дровами нет проблем.

Так как раскладка у нас и на запасной день закончилась, то мы растянули то что оставалось, и у всех конечно же было полно всяких ништяков и заначек. Но главное что с таким медленным темпом передвижения надо придумывать что делать дальше чтобы на обратный поезд успеть. Долго разглядывал карты, и решил что мы поедем от Бегимбета напрямую в Ур. Актумсык, а оттуда вдоль кряжа Шошкаколь и Мугоджар на станцию Мугоджарская.

2 мая

Утром пересекаем балку Жамансай (кзх. плохой овраг) – видели несколько колодцев, но все они заброшены, да и все равно по карте соленые они. Трек я все-таки потерял через несколько км, полно каких-то дорог во все стороны, постоянно выравниваю направление. На одном из привалов слышим каких-то мотоциклистов, они нас заметили из-за кустарника, направились в нашу сторону, но как непосредственно увидели нас, то развернулись и уехали, может думали что свои, а тут 7 вылысыпыдыстов).

Наконец видим впереди хорошо накатанную дорогу и едем скорее к ней, но радость была напрасной – на ней много песка – по горизонтали еще можно ехать, но чуть небольшой уклон в 1-2гр, то приходится сразу идти. Вскоре западнее показываются барханы Больших Барсуков, пески закрепленные. По дороге это тоже отлично чувствуется – идти приходится все чаще. Но вот показывается и зим. Буйрек, до шубата кажется рукой подать, но мы топаем туда еще около часа. Ребятня нас заметила давно и наблюдает с бинокля. Нас приглашают на чай, здесь наконец-то можно вдоволь напиться. Хозяин Алтынбай говорит что у него есть чайхана в Бегимбете, приглашает нас туда. Вообще он неплохо говорит по-русски, впервые такое с Аральска.

В гостях у Алтынбая

Набираем воды в колодце у зимовья, и едем к Бозойской трассе. Хоть дорога вроде и обходит барханы, но из 4км до трассы мы проехали максимум 1. Движение на ней довольно оживленное – 5-10 маш/час. Из-за стиральной доски проложено много параллельных дорог, от машин сильная пылища, но хоть ветер ее быстро развевает. Едется здесь гораздо лучше, спешиваемся бывает только на подъемах. Вышка Бегимбета была видна все 25км по трассе, как же медленно она приближается.

Наконец-то впереди видны какие-то строения, но это еще не сам поселок, а компрессорная станция на газопроводе (я так и не понял работает ли он сейчас или нет), поселок еще через 1км. В нем целых 2 магазина, ассортимент очень не плохой, что очень кстати – нам закупаться на 8 дней. А вот чайхана оказалась просто кафешкой, да и еще там было всего 4шт!! горячих блюда – 3 порции мантов и 1 макароны с курицей, и больше вообще ничего нет. Ну хоть воды там набрали по 9 л.

Магазин в Бегимбете

Дальше нам предстоит двигаться не по отрисованному треку, придется гораздо сильнее блуждать, но ничего не поделаешь. В GPS я залил какую-то карту западного Казахстана с форума Жиперов. Но ее детализация примерно соответствовала 25километровке, так что направление движения я выбирал по 5км карте – высчитывал координаты нужной точки (в основном колодца) и вбивал ее как цель в GPS, и двигались, постоянно корректируя направление на цель. Ближайшей целью я выбрал колодец Кейки. Думал посмотреть озеро-солончак Берденсор, но местные сказали что он высох.

На запад из поселка ведет отличная накатанная дорога. К северу от нее кладбище с красивыми мазарами. Через несколько км от поселка нас догоняет УАЗ-батон. Из него вылазят несколько мужиков со словами «почему мимо нас проехали не поздоровались?». Но все-таки никакой бычки не случилось, просто наверное так принято тут. Они сфоткались с нами, распрощались и уехали обратно. Мы же доезжаем до озера-солончака у колодца Жумагул, здесь красиво, вечереет, так что встаем здесь. Строения на западном берегу видны, но мы проверять на наличие воды не стали, так как у нас пока она есть, а идти около 1км. В сумерках проехала пара машин на Бегимбет, но нас не видно, так как мы внизу.

3 мая

Через 3 км после места ночевки развилка на запад и на ЮЗ. Нам бы надо полностью объехать пески Мойынкум с севера, но дорога может отклониться в сторону г. Кожаберген как по моему изначальному треку. И если поворотов долго не будет то крюк получится очень большой. Выбираю направление южнее, тем более в песках по карте какая-то прогалина есть. Проезжаем еще несколько солончаков, особенно красив Карасор, на котором даже «остров» есть. У колодца Тарангылыкудук есть зимовье, обитаемое. Дороги здесь расходятся веером во множество направлений. Мы хорошо держали курс так что выбираю дорогу, которая идет в том же направлении. И буквально через 1 км мы вляпываемся в пески, пришлось проламывать порядка 8км. После их окончания мы через 2 км вылазием на хорошо накатанную дорогу, которая идет немного южнее. Едем по ней, скорость хорошая под 20км/ч, а какой-нибудь поворот встретим скорректируем. Но она забирает все больше и больше на юг, и даже иногда немного на восток. Это уже мне совсем не нравится, мы уже пересекли широту кол. Кейки, как бы это не оказалась какая-нибудь объездная дорога на Бозой. Наконец-то вижу своротку направо, но направление изменилось всего градусов на 15, надо больше. Вскоре мы видим впереди какие-то строения, и людей рядом. Едем разузнать у них про дороги, и даже думаю если есть колодец то и отобедать. Но, подъехав ближе, от идеи обеда здесь пришлось отказаться – люди здесь живут «в поле» на скорую руку, все по минимуму. Просим у них добрать немного воды, нам разрешают взять из бочки.

Набираем воду у пастухов

Расспрашиваю про дороги – та, по которой мы ехали, действительно ведет на Коскок. Про Кейке они не могли объяснить как добираться, видимо крутить надо очень нехило. Да и теперь он вроде бы и не нужен, спрашиваю тогда про путь на кол. Кокбулак и зим. Акший. Как я не пытался прочесть названия с разной интонацией и меняя буквы на подобные, Кокбулак и Акший было что-то не известное мужикам. Вроде кто-то из них что-то слышал но не уверен. Они стали друг другу что-то говорить, а потом один из них нам сказал ехать дальше, а потом он догонит нас на мотоцикле и покажет нужный поворот. Скорость он нашу конечно переоценил, но он это быстро понял, поэтому доехал до поворота, заглушил двигатель и ждал. Начались пески Кишкентайкум, но в них еще хоть как-то можно ехать. Поворачивать нужно было у зимовья, оно не обитаемо, место хорошее для обеда. Но как только я доехал до мужика, он завел мотоцикл и уехал дальше. Неужто он всю дорогу хочет показать? – ведь это далеко. Но сколько он будет показывать? Неудобно перед ним что он будет столько времени терять, да и нам обедать надо. Я догоняю его кричу/машу чтобы он остановился, но как только он видит что я приближаюсь он снова заводится и едет дальше. Так он нас провез 9км, и наконец-то окончательно встал ждал. Он указал дорогу по которой говорит ехать прямо и приедем к кол. Кейке. Я поблагодарил его и он уехал обратно. В 200м в сторону были какие-то развалины, но воды там нет.

Дорога

Наконец-то можно отобедать. Растительность в песках Кишкентайкум довольно богатая, но жечь практически нечего, только сухой ревень, ну хоть рядом какие-то досочки нашли. Рядом была какая-то яма глубиной метров 10, похожая на карьер, но кроме песка здесь вроде ничего нет.

Дорога дальше становится все хуже и настолько становится не видна, что я часто оглядываюсь назад, чтобы по ребятам контролировать направление. Но через несколько км она опять хорошо читается. Мы уже придумали сказки про «летающие трактора» — как так может быть настолько разной дорога на однородном участке? Встречаем отворот налево и едем туда, так как к Кейке нам уже не надо. Через 2 км дорога сворачивает еще левее и теперь курс на проход Бурлей выдерживается совсем хорошо. Через 7 км выезжаем на очень хорошо накатанную дорогу. По ней взбираемся на гору Арадонтау. Проезжаем заброшенные развалины колодца, на карте ничего подобного нет. Примерно на самой вершине упираемся в дорогу с азимутом около 135гр, это направление чуть ли не перпендикулярное к нужному. Вид сверху открывается обалденный – зеленая ровная равнина плато Шагырай во все стороны, а на западе примерно в 40км угадывается его обрыв-чинк. Поедем тогда на СЗ, а то в другую сторону мы вообще возвращаться будем. Спускаемся, и внизу находим поворот в нужном направлении. Дорога становится все хуже и хуже, хотя едется вниз по ровной целине все равно отлично. Добираемся до кол. Кобугулы по угадывающейся примятой траве, Миша посмотрел вода в нем есть, но он подписан соленым по карте. Дальше никаких следов вообще нет, но по Gps и по карте в 3 км идет дорога, так что поедем по азимуту.

Едем по азимуту

Скорость упала до 4-6км/ч, пора бы уже становится на ночлег. Все встаем, а Женя едет проверять с Gps наличие дороги, через 20 мин он возвращается и говорит что до дороги 600м.

4 мая

Найденная вчера Женей дорога по картам 1956г. называется магистральная дорога Кунград-Челкар. Зачем только она такой крюк огромный делает, вместо того чтобы идти прямо через Бозой? Наиболее вероятно обходятся полностью Большие Барсуки. На магистральную дорогу эти колеи конечно меньше всего походят, иногда их сосем еле видно. Опять полно «веников» на дороге, и на спуске в овраг Кендирлы один из них у меня вырывает тросик у заднего переключателя. Как же повезло что не сам переклюк. Смена тросика занимает много времени, так как рубашка у него задубела, а запасной мы думали нет. Я уже хотел было снять ее с переднего переклюка, как Женек сказал что у него все-таки есть рубашки. Мораль из этого – надо менять рубашки гораздо чаще, особенно последнюю у заднего переключателя, у которой очень сильный изгиб.

Только я порадовался что повезло, как у Женька через 5 мин «веник» вырывает и ломает переклюк вместе с петухом. Хоть мы и ехали специально намного медленней, но не повезло. К тому же еще и восьмерка на заднем колесе образовалась, но Миша ее быстро поправил. Ремонт занимает много времени, универсальный петух плохо вставал и мы его обрабатывали надфилем. Вместо полноценного обеда для экономии времени делаем перекус.

Ремонт

Наша текущая цель – кол. Кокбулак, вскоре находим отворотку левее, которая как раз туда ведет. Через какое-то время впереди показывается какая-то странная конструкция, очередной пепелац, хотя скорее наверное гравицапа. Но мы подъехали, и это оказалась закупоренная нефтяная скважина. Странно что рядом с ней накатаны такие хорошие следы, но чуть в сторону и все теряется, опять «летающие тракторы».

Скважина

Добираемся до Кокбулака, здесь остались какие-то развалины, но ни водохранилищ, ни колодцев нигде нет. По Gps колодец чуть в стороне в 500м, я съездил и туда тоже, но там просто степь. В сух. русле Ащудасты в камышах видны засыпанные колодцы, но новых нигде рядом нет. Ну что ж, едем тогда в зим. Акший, до него всего 11км, и дорога в том направлении идет. Долина Бурты очень величественная и красивая. Само русло расположено у дальнего борта, там и строения зимовья виднеются, оно опять не обитаемо. Дорога подходит к руслу и разворачивается вдоль него, а само русло с крутыми стенками и заросло тростником высотой под 4м. Мы с Мариной перебираемся пешком на разведку зимовья, под ногами хлюпает – вода в русле есть. А вот все колодцы у зимовья засыпаны, воды нигде нет. В 5 км на север вдоль русла есть колодец, но вероятность что в нем есть вода не высока, так как мы 2 подобных обнаружили засыпанными. Можно поехать на юг к колодцу Султанказган, в песках то вода практически 100% есть, но на это времени еще полдня уйдет. Ребята пробуют воду в тростнике и говорят что она пресная, так что нам придется набирать выцеживать воду тут. Вода конечно мутная, хоть мы ее и через марлю наливали, но у нас есть таблетки для обеззараживания, если ее пить сырой придется.

Набираем воду

Следующей проблемой было то как перебраться на ту сторону русла, от зимовья было видно что тростник тянется на километры в обе стороны. Так что выбираем где поположе и по двое проламываем тростник велами. Марина же решила поехать по дороге поискать есть ли объезд, и он действительно оказался примерно в 1км на север.

Переправа

C другой стороны русла дорога в сторону арт. кол. Султанказган идет гораздо более накатанная. Но там нужно западнее, туда дорожка гораздо хуже. Через 3 км она упирается в такыр с водой, который опять надо объезжать. Здесь встречаем какую-то желтую змею, но это все-таки не эфа. Ребята стали ее фоткать а она захотела было даже залезать на рюкзак велосипеда, но потом все-таки уползла. После такыра, как это бывало уже не раз, дорога превращается в просто условность. С каждым километром она все меньше читается, и после пересечения какого-то сухого русла мы ее полностью теряем. Едем по целине, впереди в 4х км очередное сухое русло, там должна быть какая-то дорога, да и по GPS что-то нарисовано.

Любопытная змеюка

Очередной прокол останавливает наше передвижение и мы становимся на ночевку. Инна придумала хитрый бульбулятор чтобы еще раз процеживать набранную в тростнике воду, она получалась гораздо чище.

5 мая

Утром впереди, когда солнце било не в глаза, а наоборот подсвечивало сзади, я разглядел какие-то строения, очень похожие на колодец. Направляемся к ним, по целине 3,5км. Вода есть, питьевая, как же жалко что мы вчера не дошли сюда, но такова судьба. Меняем всю мутную воду из тростника.

Дальше дорога идет на ЮЗ, на карте она есть, ведет мимо колодца в долине Арыстысай (воду не стали пробовать так как набрали). Но потом мы все сильнее и сильнее уходим на юг, никаких поворотов в сторону Брулея так и не встретили. Здесь у меня лопается корд на задней покрышке, меняю на запасную.

Колеи приводят нас к кол. Ащибулак, здесь начинается главный спуск с чинка Донгузтау, очень красиво. Немного спустившись, туда где больше кустарника, обедаем.

Спуск с чинка

Дальнейший спуск проходит очень быстро, дорога хорошо накатана, едем по ветру быстрее 30км/ч. За час мы проезжаем столько же, сколько и за все время до обеда. Но по ветру плохо ехать так как очень жарко из-за относительного «штиля». Вокруг очень красивые обрывы чинка, я много фоткаю и отстаю.

Накатанная дорога

В 15км от начала спуска встречается развилка левее, и более накатанная дорога уходит туда. Нам по треку нужно прямо, но ребята укатили уже вперед по хорошей дороге. Впереди красиво гуляют смерчи в несколько десятков метров высотой, вижу что народ едет также быстро там, а нужная дорога прямо еле накатана. Ну думаю вдруг объезд какой, если что скорректируем путь. Еще километров 10 дорога очень хорошая, но потом становится все хуже. И тут впереди виднеется вода, вот так подстава. Следы трактора в этом месте разворачиваются назад. Идем на разведку обхода, но вода видно что течет, скорее всего из мощных артезианок у Актумсыка. Или же это еще даже воды Шагана сюда доходят, так как еще весна. Но в любом случае на север тогда можно и не соваться, а на юг видно что тоже далеко ручьи идут. Только если до чинка по целине, но так мы время еще больше потеряем. Подойти к воде ближе чем на 5м невозможно, засасывает сильно. Снимаем тогда рюкзаки вешаем на спину и несем велы в руках. На другой стороне у берега как раз лежит бревнышко, можно хоть помыться с него. Переправа через 2м ручей по глубиной 25см заняла у нас 1,5 часа.

Форсируем ручей

Форсируем ручей

Дальше дорога становится с таким же мягким грунтом, что у зал. Шевченко была, ехать очень тяжело. Дорога сперва идет в нужном направлении на СЗ, потом она поворачивает на запад и постепенно все сильнее заворачивает на юг. Приближаемся к очень длинной дамбе Ивраим, она и на карте нарисована, дорога идет вдоль нее. Эту 22км дамбу строили чтобы задерживать весенние воды Шагана, но теперь все здесь заброшено. Да и вообще как мы отъехали на 50км от Бегимбета больше не видно никаких следов ни человека ни скотины. Я слазил на дамбу посмотрел можно ли ехать с другой стороны, но там только целина, хорошо что воды нет. Через 3км дорога начинает уходить от дамбы на ЮЗ, что уже совсем не хорошо. Уже поздний вечер, встаем на ночевку у сухого русла Жиландыозек, где больше кустарника. А завтра утром я схожу на разведку, по первоначальному треку мы должны были впереди в 2 км ехать по меридиональной дороге.

После ручья дорога ухудшилась

6 мая

Ночью была гроза, лило не много но вот громыхало над нами мощно, особенно если учесть что в степи выше нас ничего нет. Но в теории, если что в велы должно долбануть. Утром дороги вроде бы не размокли, но с юга с Устюрта на нас надвигается новая туча. Я все надеялся что пока мы завтракаем она нас обойдет, но чуда не произошло, и она нас залила очень хорошо, теперь уже придется выжидать просыхания. Ребята спали в палатках, а я через некоторое время сходил пешком по дороге на разведку. Через 1 км действительно встречаю меридиональную дорогу и по ней дохожу до дамбы. Вдалеке виднеются развалины Донгузтау, дорога прям туда и идет.

Обедаем на месте ночевки чтобы сэкономить время, да и просохло бы побольше. Ехать дальше по дороге сложно так как все равно грязь налипает, но по обочине по траве нормально. На меридиональной дороге уже можно ехать. С дамбы виднеется какая-то машина у развалин, неужели здесь все-таки кто-то есть. Едем скорее туда, и это оказываются жиперы, они остановились поплескаться у мощной артезианки Таскабак. Здесь самое автономное место маршрута, и надо же именно здесь встретить людей, и конечно же из Москалии. Вода немного с запахом сероводорода, но вполне питьевая. Набираем по 7,5 литров — чуть меньше, так как впереди Шаган, если что из него наберем еще.

Дамба

Набираем воду в артезианке

У артезианки развилка на СЗ и СВ, с СЗ приехали жиперы сказали с Дияра, нам же надо правее. Жиперы уехали туда же искать проход Бурлей, мы за ними. Встречаем один ручей, но там навален какой-то мусор, так что спокойно перебираемся, но ближе к мысу Шагырай текут остатки Шагана, тут так просто не переедешь. Жиперы долго преодоляли его с разгона и лебедили. Я же решил что вместо того чтобы Шаган форсировать здесь, а потом через 40 км в обратную сторону, лучше перейдем приток Маннысай. Дорога идет в северном направлении, едем по ней. Вокруг очень красиво — чинк справа, а слева останцы Замстак, Кутум и другие. На Замстак я даже хотел залезть, в плане в этот день уменьшенный километраж делал, но сейчас мы очень сильно отстаем, лишь бы на поезд успеть. С Устюрта на СЗ опять несутся грозовые заряды, но они обходят чуть севернее. Ветер очень сильный, он в спину и прямо подгоняет. Это очень кстати, так как от дороги опять остались одни воспоминания. Приходится назад форсировать ручеек чтобы выйти на отрисованный трек, но здесь много тростника, его можно примять, и, не так проваливаясь, перекидать велы с рюкзаками.

Дорога все хуже

Ручей

Но вот мы пересекаем отрисованный трек, но дороги нет, только меридиональная дамба, неужто я ее за дорогу принял? Но проходим еще дальше и все-таки находим плохие колеи. Они приводят к зим. Таскенчу — одни развалины, хотя одно строение с нормальной крышей, причем видно что когда-то здесь ночевали. Ни резервуаров, ни колодцев нет.

Дороги нет

Развалины зимовья

Дальше основная дорога заворачивает на восток на брод Шагана. У меня трек отрисован тоже с этими 2мя бродами, но мы то увидели что такое брод в местных условиях, так что едем дальше на север чтобы не бродить туда-обратно. Дорога доходит до очередной дамбы и дальше становится совсем еле различимой, следы тоже сворачивают на брод. Мы хотели были сунуться в одном месте, но там прям как настоящая заводь с глубиной под 2м. Я дома по космосъемке поставил точку слияния Маннысая и Шагана, она севернее, но почему то все следы бродят здесь, дальше не дорога, а просто трава примятая. И главное из-за плотных зарослей тростника тут вообще невозможно понять где приток, а где Шаган. Надо бы тогда попробовать вернуться на дамбу и проехать по ней, может там где и можно перебраться через Шаган. Но она заворачивает и идет вдоль реки. Я поробовал еще раз проверить проходибельность вброд, но уже у самого берега уходил в камышах практически по пояс. Времени уже много, встаем на ночевку, Саша едет разведывать налегке дальше вдоль притока возможность перебраться.

В поисках брода

Через 40 мин он возвращается и говорит что нашел место в 3км к северу, приток там очень маловодный.

7 мая

Утром едем на найденное Сашей место, перебраться тут удается практически не запачкав ног — мы наломали накидали кустарника на берег чтобы не проваливаться и передали велы с рюкзаками. Возвращаемся обратно к месту слияния, какие-то следы (если это можно так назвать)туда ведут. Но они сворачивают на брод обратно, дальше ничего нет. Ну что ж — поедем целиной вверх по Шагану. Левее выше поймы был уступ осадочных пород, направляемся к нему, чтобы подрезать любую возможную дорогу вдоль берега. Ничего не оказалось, зато на уступе были какие-то разовые следы. Едем по ним, но они быстро теряются. Но дальше появляется множество прогалин-такыров в растительности, по ним отлично едется.

Едем по такырам

Но халява не может длиться вечно, начинается ур. Жетысай (семь оврагов). Вот только оврагов-промоин не 7, а через каждые 100м они, некоторые можно проехать на веле, а где-то приходится по двое передавать велы. Стараемся ехать подальше от Шагана, но там становится мягче грунт и сопротивление качению резко возрастает. Само русло Шагана здесь каньонообразное с 5м стенками, а главное что открытой воды не видно, одни камыши под 5м, вероятно здесь можно перейти просто немного похлюпав как в Бурты. Значит можно было бродануть в низовьях а выше спокойно перейти, а по той стороне должна быть дорога, раз трек я там прорисовал. Но теперь то кусать локти уже поздно, здесь пролезать каньон с велами тот еще трешак. Дальше оврагов-каньонов становится все больше, в некоторых даже есть остатки воды, наше движение все больше превращается в свободное лазание. Но наконец-то к 3 часам дня мы добираемся до дороги — 30 км за 5 чистых ходовых часов, теперь можно с чистой совестью и пообедать.

Овраги

А по этой дороге нам еще 200км до железки, и осталось менее 2,5 ходовых дней. И наш дневной километраж в походе ни разу не превысил 75км. Ну что ж, придется ехать и по сумеркам, а может и в темноте, да и по дороге должно ехаться быстрее. Елизаров Андрей ездил по этой дороге на машине, и говорил что она хорошая. Эта дорога военная, она идет по восточному краю полигона Эмба-5 (http://ru.wikipedia.org/wiki/Полигон_Эмба) площадью 791 тыс. гектаров, где испытывали установки «град».

По дороге катится хорошо. Справа вдалеке тянется чинк плато Шагырай, а так везде абсолютно плоско. По дороге растет много дикого лука, хоть есть чем разнообразить наш рацион. Вскоре левее показывается широкая панорама сора Шошкаколь, красиво. Нам нужен родник Акбулак чуть дальше по берегу, Елизаров говорил что он в конце лета не был пересохшим, значит сейчас и подавно должен течь. Приближение родника чувствуется появившейся мошкарой. Сам родник находится в камышах, а не около развалин чуть выше. Мошки у воды такое количество, что кажется что мы на полярном Урале а не в пустыне, но она хотя бы не злая. Набираем по 7 л воды, так как на Шошкаколе уже много родников. Вид от Акбулака на солончак очень красив — заросли камышей тянутся к солончаку на 2км, у них золотой цвет в лучах вечернего солнца.

Шошкаколь

Дальше на дороге появляется песок, но его не много и все проезжаемо. А в горах Шошкаколь справа появляются красивые останцы красных и коричневых цветов. В лучах заката это смотрится великолепно, едем много фоткаем. Добираемся до разв. Шошкаколь — здесь дорога разветвляется — прямо и правее. Я отрисовывал трек так что нам нужно уходить правее, а там будет поворот на север на Мугоджарский хребет. Дорога же прямо по карте заворачивает потом на запад. Елизаров тоже приезжал справа, но от самого Шелкара. Я съездил проверил дорогу прямо, она восточней в ближайшие 5 км не заворачивала. Значит уходим здесь правее. Встаем на ночевку, так как солнце уже практически село. В сумерках солончак выглядит как лунный кратер — красиво. Сегодня первый раз, когда ходовое время достигло 8ч. А проехали всего 70км. Вокруг было очень мало «дров», так что, чтобы сэкономить силы и время по их поиску готовим на горелке, все-равно осталось 2 дня, а бензин еще ни разу не использовали. По сравнению с дровами время для закипания воды в 4л кане больше раза в 2-3.

8 мая

Утром дорога плавно понимается вверх на кряж Шошкаколь. Там должен быть наш поворот на дорогу по водоразделу. Однако ничего подобного нет, хоть на карте и GPS прорисованы мощная «сплошная» дорога. Я высматриваю любой малейший намек на колеи, но ничего нет. Только через 8 км от нужного места появляется поворот на ССВ, накатанность плохая. Едем по нему, но как только дорога поднимается на небольшой уступ то полностью исчезает, дальше опять по целине если только. Но нам осталось времени всего до завтрашнего вечера чтобы сесть в поезд, и 160км до железки. Так что придется ехать по дороге дальше в Шелкар, расстояние примерно тоже. Только вот мы опять вернемся к пескам Большие Барсуки, да и нитка маршрута чуть ли не кольцом получится, но здесь уже ничего не поделаешь. Как дома я посмотрел по космосъемке, надо было все-таки не сворачивать направо у зимовья Шошкаколь, а ехать прямо — дорога шла не только на запад, но и на север к железке. Почему такая грубая ошибка на карте, вероятнее всего только специально.

Добираемся вновь до Шагана, он в таком же каньоне со стенками около 4м. Воды очень мало, здесь разрозненные лужи, а не река. На колеях дороги все хорошо укатано и завалено мусором, перебираемся без проблем. Кстати переправа эта новая, она южнее той что показана по карте, на которую колеи еле накатаны. Дальше нас ожидает подъем на Плато Шагырай. Гора Кожаберген рядом совершенно не красивая — не то что я ожидал. Подъем очень нудный многокилометровый тягунок. Из-за размывов и песка часто приходится спешиваться, хотя Саша заехал полностью в седле. Наверху устраиваем обед, самая жара +32гр, и еще поднялся сильный встречный восточный ветер. На нашем теперешнем пути воды не будет гораздо больше чем если бы мы поехали по Шошкаколю, а набрали мы ее в Акбулаке не много. На ужин нужна вода, придется ехать до упора. Но сейчас против такого ветра наша скорость не превысит 5км/ч, так что устраиваем послеобеденную сиесту, чтобы переждать наиболее сильный полуденный ветер, а потом поедем и ночью до Байкадама, ближе то воды нет по карте.

Подъем на плато Шагырай

В 5ч выезжаем, ветер стих с 10-12 м/с до 6-7. Местность становится совсем плоская, только на юге виднеются солончаки Баспансор и Бакантайсор. Поодаль от дороги мы видели пару раз какие-то строения, но на колодцы не похоже, да и на карте ничего не обозначено, а проверять некогда терять время. Но вот доезжаем до ур. Баян, здесь в балке Тобылгусай есть колодец, едем к нему. Достаем воду пробуем, она пресная, отлично, можно пить. Но как только мы достаем второй котелок, там плавает дохлая мышь, извини как говорится. Ну что ж теперь, все равно попили, наполняем бутылки, будем кипятить только. Мы уже собрались ехать дальше до поселка, когда я подумал, что если мы воду набрали, то зачем ехать ночью. Осталось 100км до Шелкара, встанем лучше завтра все в 4 утра и выедем с рассветом.

Дорога вечером

9 мая

Утром быстро добираемся до газопровода, а затем и до Бозойского грейдера. Чтобы не терять время заедем пообедать в Аккайтым а не в Байкадам, так как до него крюк в пару км получится. За дорогой вдали высятся барханы Больших Барсуков, и на дороге это тоже чувствуется — из-за песка идем до 10% расстояния. Слева раскинулся белый солончак Коргантуз, а впереди мы видим дерево!! Издалека я его за статую какую-то принял. А оказалось что это кладбище Акмола, что за VIP тут похоронен? Вскоре видим проезжающую восточнее машину, значит основной грейдер там. Но ехать здесь наверное еще хуже — стиральная доска посыпана щебенкой. Добираемся наконец в Аккайтым, стараясь ехать не по основному грейдеру, а по второстепенным дорожкам рядом. У Инны разболелась коленка, надо бы попробовать поискать машину до Шелкара. В поселке скупаем все что было в «магазине», выпиваем литры молока и Шубата. Миша нашел машину бортовой УАЗик за 1000 тенге с человека.

Грейдер

Аккайтым

Добираемся до ЖД вокзала в Шелкаре, как только слезаем с машины тут же из под земли вырастает милиция, проверка документов. Кроме этого у нас еще 2 раза проверяли документы, конечно же смотрели есть ли регистрация. Но так как она была, то больше у нас ничего не вымогали. Нужный нам поезд до Актобе будет вечером, билеты покупаются у проводника. С другой стороны (северной) от железки имеется общественная баня, цена — 200 тенге. А вот чайханы нормальной опять нет, самое нормальное только привокзальное кафе, в котором мы и просидели до поезда.

В поезд садились без всяких билетов, проводник назвал влезавшим первым ребятам цену в 2000 тенге. Я потом поспрашивал местных, он им назвал цену в 1000. В итоге сторговались с проводником в 10000 за всех. Он обещал что нам никого не подсадит на промежуточных станциях, и слово сдержал, хотя в нашем плацкартном вагоне ехало чуть больше 60 чел.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К выводам о походе по Мангышлаку можно добавить то, что дороги, которые по снимкам SPOT выглядят одинаково, на самом деле отличаются на порядки – вплоть до того что это просто верблюжья тропа может быть, или колея, по которой с десяток лет назад проехали. В целом ехать по приаральским дорогам гораздо тяжелее, и они менее накатаны, чем на Мангышлаке. Так что даже мои скромные 70км/день по плану мы не смогли проходить. Из меньшей населенности вытекает и необитаемость большинства зимовий, соответственно воду мы пили из колодцев, а не привозную из бункеров, и ее вкус намного хуже, часто с запахом сероводорода. Но в целом ситуация с колодцами хорошая, очень много засыпанных только в районе Актумсыка. Кстати и жиперы сказали что по пути от Кульсар в Актумсыке они первую незакупоренную артезианку увидели, но мне кажется они так внимательно смотрели просто.

Но все-равно наш километраж в 780км оказался не сильно ниже плана в 885, особенно если бы мы проехали грейдер до Шелкара 50км. Так что наверно я все-таки напрасно забоялся и свернул на север, надо было ехать по маршруту. Или же все-таки резать напрямую через Бозой, магазин там тоже есть, а 60км песков там наверно не сильно хуже все-равно еле проезжаемых окрестностей Больших Барсуков и Мойынкум.

Выбранное по опыту движение на запад из-за господствующих восточных ветров оказалось удачным, ветер нас сильно напрягал только один раз у Кожабергена.

РACЧEТ КAТEГOРИИ CЛOЖНOCТИ

Лoкaльныe прeпятcтвия:

yчacтoк

КТ длинa, м экв. прoбeг, км

Солончак-болото после Акеспе

1a 400 16

Пески Малые Барсуки в Акеспе

1200 18

Брод канавы перед дамбой Ивраим 1a 10

Переправа через р. Маннысай 1a 10

Брод Бурты 1a 10

Итoгo: 64

Прoтяжeнныe прeпятcтвия:

Гoрныe прeпятcтвия:

Нaимeнoвaниe Кпк Ккр Кнв Кв Бaллы КC
Пoдъeм от сол. Тунгуруксор 2 1,1 1 1 1,3 2,86 3
Пoдъeм нa плато Шагырай у г. Кожаберген 1,6 1,3 1 1 1,4 2,92 3

Пoдъeм на кряж Шошкаколь 1,3 1,3 1 1 1,4 2,366 3

Равнинные прeпятcтвия:

Нaимeнoвaниe Кпк Кпр Кпeр Кв Бaллы КC
Движение вдоль сев. берега зал. Бутакова 2 1,25 1 1 1,3 3,25 3

Движение вдоль СЗ берега зал. Щевченко 2,5 1,48 0,8 1 1,3 3,848 4

Пecки Мойынкум 2 1,08 1 1 1,3 2,808 3

Учаток низовий Шагана от Донгузтау до уст. р. Маннысай 2 1,31 0,8 1 1,4 2,9344 3

Движение по сев. берегу Шагана без дороги 2,5 1,3 1 1 1,4 4,55 4

Cyммa бaллoв зa прeпятcтвия:

КC Чиcлo прeпятcтвий Бaллы Бaллы, идyщиe в зaчeт
3 5 17,13 10

4 2 8,4 8,4

ИТOГO: 18,4

Aвтoнoмнocть

A=1,4

Интeнcивнocть

I = (771,5+64)*13*1,2/600*17 = 1,28

Кaтeгoрия cлoжнocти

КC=18,4*1,28*1,4=32,46 >25; Кaтeгoрия cлoжнocти 4

CПИCOК ИНДИВИДУAЛЬНOГO CНAРЯЖEНИЯ

— трeкингoвыe бoтинки

— щeткa зyбнaя

— oчки

— шaпкa

— нocки прocтыe (3 пaры)

— пacпoрт

— нocки тeплыe (1 пaрa)

— дeньги

— нижнee бeльe — 2 кoмплeктa

— вeлocипeд

-бaндaнa

— чeхoл для вeлocипeдa

— индивид. aптeчкa

— вeлoрюкзaк и межрамная сумка

— фyтбoлкa/рyбaшкa (длинный рyкaв)

— крeпeж рюкзaкa (эcпaндeры)

— тeплaя пoлaркa

— тeплыe пeрчaтки

— кyрткa нeпрoдyвaeмaя

— зaпacныe кoлoдки (2 пaры)

— пeрчaтки c длинными мaнжeтaми

— зaпacнaя кaмeрa (2 шт)

— штaны хoдoвыe

— бyтылки для вoды нa 12л

— штaны нeпрoдyвaeмыe

— кoврик длинoй в рocт

— вeлoшлeм

— cпaльник

— влaжныe caлфeтки пo 30шт.

— КЛМН

CПИCOК ГРУППOВOГO CНAРЯЖEНИЯ

Нaимeнoвaниe

Вec, кг Шт.
пaлaткa 3,9 2

Бeнзинoвaя гoрeлкa MSR c тoпливнoй eмкocтью 0,6 1

Пeчкa 0,6 1

кaн (4л) 0,6 1

мaршрyтныe дoкyмeнты, кaрты, кoмпac 0,7 1

GPS c зaпacными бaтaрeями 0,8 2

aптeчкa (c витaминaми и coлнeчнoзaщитными крeмaми) 2,1 кoмпл.

1 рeп.шнyр 4мм. 0,5 50м

фoтoнaбoр 2,0 1

вeлoрeмнaбoр 2,2 кoмпл.

рeмнaбoр oбщeгo нaзнaчeния 0,2 кoмпл.

Нacocы ~пo 0,2 4

CПИCOК РEМНAБOРA

— мyльтиинcтрyмeнт

— ключи нa 15 и 22

— oтвeртки (крecт, шлиц) — кoмплeкт шecтигрaнникoв

— гaйки, бoлты, шaйбы — кoмплeкт трocикoв (2 шт)

— вeлoaптeчкa (50 зaпл) — cъeмник кacceты

— зaдний пeрeключaтeль и yнивeрcaльный пeтyх — выжимкa цeпи

— зaпacнaя пoкрышкa 2шт — зaдний экcцeнтрик

— cмaзкa для цeпи — ключ cпицeвoй

— cмaзкa гycтaя — cкoтч

— зaпacнaя ocь для зaднeй втyлки — cпицы 15 шт.

 

Рукoвoдитeль пoхoдa и aвтoр текстa

Гришин Дмитрий Виктoрович millenium2000@@@@mail.ru (зaмeнитe 4 coбaчки нa 1)

Оформление Шеховцова Инна и Титков Михаил