Министерство по делам молодежи и спорту

Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О Т Ч Е Т

 

о спортивном велосипедном туристском походе

третьей категории сложности

по Краснодарскому краю,

Республике Адыгея, Абхазии

 

совершенном с 27 июля по 6 августа 2012 г.

 

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка № 6-ФСТ-12

Руководитель: Грачев П.В.

Адрес:

420107, Казань, ул. Петербургская, 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Казань – 2012

Оглавление

 

 

1. Справочные сведения

 

1.1 Проводящая организация……………………………………………………. ..3 

1.2 Район похода....................................................................................................... 3  

1.3 Нитка маршрута.................................................................................................. 3

1.4 Варианты подъезда и отъезда............................................................................ 3

1.5 Аварийные и запасные варианты маршрута.................................................... 3

1.6 Изменения маршрута…......................................................................................3

1.7 Сведения об участниках.....................................................................................4

1.8 Адрес хранения отчета........................................................................................4

1.9 Итоги…………………………………………………………………………….5

 

2. Содержание отчета

 

 

2.1 Карта и высотный профиль маршрута…………………………………………………5

2.2 График движения…………………………………………….............................6 

       2.2.1 План похода (заявленный)………………………………………………6

       2.2.2 План похода (пройденный)……………………………………………...7                                     …

2.3 Техническое описание маршрута……………………………………………...9

2.4 Определяющие препятствия на маршруте……………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 

1.1 Проводящая организация

Поход проведен ПТК «Траверс»  Министерства по делам молодежи и спорту РТ:

420107, г.Казань, ул. Петербургская, 12, тел.264-32-77

 

1.2 Район похода 

Краснодарский край. Республика Адыгея. Абхазия

 

1.3 Нитка маршрута

г.Тихорецк – п.Каменный – п.Челбас – п.Газырь – п.Бейсуг - п.Новодонецкая – п.Первомайское  - п.Выселки – п.Бейсужек 2 -  п.Кирпильская – г.Усть-Лабинск – п.Хатукай – п.Преображенское – п.Белое – п.Садовое – п.Бжедугхабль – п.Великовечное – п.Привольный – п.Новосёловский – г.Белореченск – п.Родники – п.Ханская – г.Майкоп –

п.Садовый – на берегу р.Курджипс т/б «Дружба» - п.Тульский – п.Первомайский – п.Веселый – п.Хаджох – п. Каменномосткий – т/б «Горная Легенда» - т/б «Серебрянный ключ» - пещера «Нежная» - т/б «Лагонаки» - КПП «Лагонаки» - отель «Азиш-Тау» - перевал «Азишский» - перевал «Абадзешский» - Инструкторская щель – перевал «Гузерипль» - перевал «Армянский» - т/приют «Фишт» - перевал «Белореченский» - летник чебанов - перевал «Черкесский» - поляна «Наклонная» - спуск «Веселая Горка» - поляна «Холодный ручей» - Егерский кордон – приют «Бабук-Аул» - река Бзыч – река Бзгоу – п.Шахе – п.Верхнерусское Лоо – 3 рота – г.Дагомыс – п.Грузинская Мамайка – г.Сочи – п.Мацеста – г.Хоста – г.Кудепста – г.Адлер – Рыбачий поселок -  п.Веселое (Казачий рынок) – р.Лапсы – п.Багрыпста – г.Гагра – г.Гудоута - г.Новый Афон –

г.Сухум

 

1.4 Варианты подъезда и отъезда

Для подъезда и отъезда воспользовались железнодорожным  транспортом: поезд Казань – Новороссийск; Адлер – Казань.

 

1.5 Аварийные и запасные варианты маршрута

Аварийный вариант выхода был возможен с любой точки маршрута, т.к. преодоление сложных перевалов чередовались со спуском в долины, где везде имелись дороги.

 

1.6 Изменение маршрута

Изначально маршрут должен был проходить после г.Майкопа через п.Хаджох – п.Каменномосткий – п.Даховская – п.Хамышки – п.Гузерипль – Партизанскую поляну с выходом на туристический приют Фишт. Потом был изменен на:  г.Майкоп –

п.Садовый – на берегу р.Курджипс т/б «Дружба» - п.Тульский – п.Первомайский – п.Веселый – п.Хаджох – п. Каменномосткий – т/б «Горная Легенда» - т/б «Серебрянный ключ» - пещера «Нежная» - т/б «Лагонаки» - КПП «Лагонаки» - отель «Азиш-Тау» - перевал «Азишский» - перевал «Абадзешский» - Инструкторская щель – перевал «Гузерипль» - перевал «Армянский» - т/приют «Фишт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7 Сведения об участниках

 

ФИО

Фотогра-фия участника

Год рожде-ния

Туристс-кий опыт

Обязанности в группе

Домашний адрес

1

Грачев

Павел Владимирович

1966

4У, 5У, 4Р Северный Кавказ

Руководи-тель

420043, пос.Юдино, ул.Колымская,

д.2 кв.22

2

Хайруллин Ален Рафаэлевич

1986

1У, 2У Республика Татарстан

Фотограф, хронометрист

420010, г.Казань, ул.Лево-Булачная,

д.56 кв.28

3

Маличенко Елена Рональдовна

1968

1У, 2У Республика Татарстан

Фотограф,

медик

420102,

г.Казань, ул.Г.Баруди

д.13 кв.4

4

Спиридонов Ярослав Николаевич

1994

1У, 2У Республика Татарстан

Механик

4200033, г.Казань, ул.Старая Аракчинская, д.26

5

Гусев Александр Александрович

1993

1У Республика Татарстан

Механик

420139,

г.Казань, ул.Ю.Фучика, д.50 кв.295

 

1.8 Адрес хранения отчета 

Библиотека МКК ПТК «Траверс»;  видео и киноматериалов нет.

Электронная версия имеется.

 

1.9 Итоги

Поход рассмотрен МКК ПТК «Траверс» 6-ФСТ-12, маршрут соответствует __________ категории сложности.

                            

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

 

2.1 Карта и высотный профиль маршрута

 

 

 

2.1 График движения

2.2.1 План похода (заявленный)

Дата

Дни пути

Км

Участки маршрута

26.07

1

91

Тихорецк – Усть-Лабинск

27.07

2

80

Усть-Лабинск – Майкоп

28.07

3

79

Майкоп – Гузерипль

29.07

4

19

Гузерипль – Партизанская поляна

30.07

5

20

Партизанская поляна – приют Фишт

31.07

6

25

приют Фишт – Зеленая поляна

01.08

7

51

Зеленая поляна – Дагомыс

02.08

8

0

Дневка

03.08

9

40

Дагомыс – Адлер

04.08

10

30

Адлер -  Гагра

05.08

11

60

Гагра – Новый Афон

06.08

12

30

Новый Афон – Сухум

Всего                                                525

 

 

 

 

2.2.2 План похода (пройденный)

Дни пу-ти

Дата

Участок пути

Протя-жён-ность (км)

Чистое     ходо-вое   время

Препятствия

Метеоусло-вия

1

26.07

г.Тихорецк – п.Каменный –

п.Челбас –

п.Газырь –

п.Бейсуг - п.Новодонецкая – п.Первомайское - п.Выселки –

п.Бейсужек 2 -  п.Кирпильская –

г.Усть-Лабинск

115, 4 км

6 ч.

12 мин.

 

Ясно,

+32 ºС, боковой встречный ветер

2

27.07

г.Усть-Лабинск – п.Хатукай – п.Преображенское – п.Белое –

п.Садовое – п.Бжедугхабль – п.Великовечное – п.Привольный – п.Новосёловский – г.Белореченск – п.Родники –

п.Ханская –

г.Майкоп –

п.Садовый –

на берегу р.Курджипс

т/б «Дружба»

93,9

км

5 ч.

35 мин.

 

Ясно,

+38 0С, боковой встречный ветер

3

28.07

т/б «Дружба» - п.Тульский – п.Первомайский – п.Веселый –

п.Хаджох –

п. Каменномосткий –

т/б «Горная Легенда» - т/б «Серебрянный ключ»

67,68

км

4 ч.

15 мин.

Подъем в горы

Ясно,

 +28 0С

 

 

 

4

29.07

т/б «Серебрянный ключ» -

т/б «Сибирь» -

пещера «Нежная» -

т/б «Лагонаки» -

КПП «Лагонаки» -

отель «Азиш-Тау»

19,92 км

 

 

2 ч.

35 мин.

 

Подъем вдоль хребта

«Азиш-Тау»

Переменная облачность,

+23 ºС,

после обеда

гроза и дождь, +15 0С

5

30.07

Отель «Азиш-Тау» - перевал «Азишский» - перевал «Абадзешский» - Инструкторская щель – перевал «Гузерипль» - перевал «Армянский» - т/приют «Фишт»

24,48

км

10 ч.

50 мин.

Подъем вдоль хребта «Каменное море»,

спуск с «Армянского» хребта,

река Белая

Переменна облачность

+20 ºС,

 после обеда дождь,

+17 ºС

6

31.07

Днёвка в туристическом приюте «Фишт»

 

 

 

 

7

01.08

т/п «Фишт» -

перевал «Белореченский» - летник чебанов - перевал «Черкесский» - поляна «Наклонная»

7,92

км

6 ч.

10 мин.

Переход перевалов «Белореченский», «Черкасский»

Переменная облачность, +25 0С,

после обеда дождь,

+19 0С

8

02.08

поляна «Наклонная» - спуск «Веселая Горка» - поляна «Холодный ручей» -

Егерский кордон – приют «Бабук-Аул» - река Бзыч –

река Бзгоу –

п.Шахе

32,04

км

5 ч.

25 мин.

Брод через реки Бзыч, Бзгоу

Ясно,

+27 0С

9

03.08

п.Шахе – п.Верхнерусское Лоо –

3 рота –

п.Альтмиец – п.Волковка –

г.Дагомыс – п.Грузинская Мамайка – г.Сочи –

п.Мацеста –

г.Хоста –

г.Кудепста –

г.Адлер –

Рыбачий поселок

83,16

км

7 ч.

50 мин.

Спуск по грязной дороге;

серпантин

Ясно,

+31 ºС

 

10

04.08

Рыбачий поселок – п.Веселое

(Казачий рынок) –

р.Лапсы

16,8

км

2 ч.

35 мин.

 

Ясно,

+28 ºС,

ночью гроза, дождь

11

05.08

р.Лапсы –

п.Багрыпста –

г.Гагра

23,7

км

2 ч.

50 мин.

 

Ясно,

+28 ºС,

ночью гроза, дождь

12

06.08

г.Гагра –

г.Гудоута -

г.Новый Афон –

г.Сухум

83,9

км

6 ч.

15 мин.

Постоянные подъемы

Ясно,

+28 ºС,

ночью дождь

 

Всего: 568,9 км

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Техническое описание маршрута

26 июля – 1 день

 

 

В 11 ч. 15 мин. поезд прибыл на станцию г.Тихорецка (высота 55 м). Мы выгрузили велосипеды (фото №1), собрали их (фото №2) и около 12 ч.30 мин. начали движение, предварительно сфотографировавшись около стены с годом основания города (фото №3 и №4).

     

Фото №1                                                Фото №2

 

       

                                   Фото №3                                           Фото №4

 

Первая остановка была в 9 км от г.Тихорецка. Перекус (фото №5)

 

26.JPG

                                                                       Фото №5

 

Вся дорога – с асфальтовым покрытием, но постоянные спуски и подъемы (пусть и не большие). Тягунчики. Было очень жарко, да еще встречный и боковой ветер. Очень тяжело дались последние 20 км (фото №6).

22.jpg

Фото №6

 

Приехали в г.Усть-Лабинск в 20.30 (высота 90 м) (фото №7)

 

30.jpg

Фото №7

 

Спросили местных жителей: где можно остановиться. Один из них показал нам место на берегу реки Кубань и даже сопроводи нас  на машине. Место оказалось очень живописным: на крутом берегу (фото №8). Рядом располагалась Усть-Лабинская (Александровская) крепость, основанная в 1778 г. Александром Суворовым (фото №9).

 

           2.JPG    14.JPG

                                   Фото №8                                                       Фото №9

 

За день проехали 115,4 км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27 июля – 2 день

 

 

Проснулись около 8 часов. Позавтракали гречкой с тушенкой (запарили с вечера). Стали собираться в дорогу, но выяснилось, что у  Ярика сломался переключатель. Ларик (местный житель) любезно согласился отвезти его на рынок. В результате выехали только в 12.30.

Пересекли по старому (не действующему) мосту Кубань и въехали на территорию Республики Адыгея (фото №10).

 

Фото №10

 

Дорога асфальтированная, без спусков и подъемов. Но температура  доходила до 400С, опять встречный ветер (фото №11 и 12).

 

     

                                    Фото №11                                                     Фото №12

 

Несколько раз останавливались передохнуть, пополнить запасы воды. Вдоль всей дороги достаточно часто стоят кафешки, в которых можно не дорого перекусить.

В Майкоп (фото №13) въехали около 19.30. В городе красивая мечеть (фото №14) и огромное здание филармонии (фото №15). В городском парке очень красивый фонтан с подсветкой (фото №16).

 

   

                                   Фото №13                                         Фото №14

 

  

                                   Фото №15                                                     Фото №16

 

Остановиться решили на территории стадиона. Но тренер местной команды по дзю-до предложил нам проехать еще километров 5-7 до турбазы «Дружба», где можно поставить палатки и даже искупаться в речке. Мы так и сделали. На месте оказались в 22.00.  Поужинали. А потом искупались в реке. В результате спать легли около часу ночи.

Проехали 93, 9 км.

 

28 июля – 3 день

 

 

Спали прекрасно, несмотря на то, что около 6 ч. утра  стала переливаться вода из рядом стоящей бочки. И казалось,  что вода потечет под  палатки (фото №17 и 18).

 

   

                                   Фото №17                                                     Фото №18

 

Позавтракав, поехали в сторону п.Тульский. В самом начале пути, сразу за п.Садовый, был крутой подъем. Потом дорога шла ровная. Везде асфальтовое покрытие (фото №19-22).

 

   

                        Фото №19                                                                 Фото №20

 

 

                        Фото №21                                                                 Фото №22

 

Проехали мост через реку Белая. Правда, цвет воды не соответствовал названию. Местные жители сказали, что вверху по течению обрушилась графитовая скала и вода стала серого цвета и не пригодная для питья.

Первая остановка была в придорожном кафе. Чем оно примечательно: есть небольшой зоопарк с енотами, ондатрами и музеем старины (фото №23 и 24).

 

   

                                   Фото №23                                                     Фото №24

 

Затем мы приехали в п.Каменномосткий. Посетили Хаджохскую теснину. Красивые виды открывались с мостиков на русло реки Белая (фото №25-28).

 

         

                                   Фото №25                                                     Фото №26

    

                                   Фото №27                                                     Фото №28

 

На развилке поехали не по дороге в с.Даховскую, а повернули направо. И начался затяжной 30-км подъем. Дорога была покрыта асфальтом, но местами он отсутствовал (фото №29 и 30).

   

                                   Фото №29                                                     Фото №30

 

Вокруг были горы и море девясила. С одной из площадок открывался живописный вид на станицу Даховская (фото №31 и 32).

 

  

                        Фото №31                                                                 Фото №32

 

Остановились мы на поляне около туристической базы «Серебряный ключ» (высота 1150 м). Место красивое, удобное. Но ночью была сильная роса, а солнышко вставало из-за леса, который нас закрыл и было сыровато (фото №33 и 34).

  

                        Фото №33                                                                 Фото №34

Проехали 67,68 км.

 

29 июля – 4 день

 

Утром  встали в 9 ч., позавтракали, пофотографировались на базе рядом со скульптурами (фото №35 и36).

 

  

                                   Фото №35                                                     Фото №36

 

и поехали дальше. По дороге увидели приглашение посетить пещеру «Нежная» (высота 1300 м). Решили посмотреть. Очень красивые сталактиты и сталагмиты (фото №37 и 38).

 

  

                                   Фото №37                                                     Фото №38

 

Дорога асфальтовая. С утра было даже жарко, но после12 ч. пошел дождь и резко похолодало (фото №39 и 40).

  

                                   Фото №39                                                        Фото №40

 

Мы решили остановиться переждать дождь и заодно перекусить. Но он не прекращался, и даже началась гроза. Один из разрядов ударил рядом с местом, где мы остановились. Было ощущение, что тебя оглушили. Тучи цеплялись за горы и никак не хотели покидать нас (фото №41).

 

Фото №41

 

На местном мини-рынке пришлось купить буханку хлеба за 50 р., т.к. дальше магазинов не ожидалось.

Но все же гроза и вместе с ней дождь закончился, и мы реши ехать дальше.

Асфальт закончился, и началась грунтовка, покрытая щебнем.  Да еще и подъём! (фото №42-44).

      

                                   Фото №42                                                     Фото №43

 

На КПП МЧС «Лаго-Наки» (высота 1720 м) мы зарегистрировались и сказали, что предполагаемое время спуска с гор – через 3 дня (фото №45) .

 

  

                                   Фото №44                                                     Фото №45

 

И еще: Саше удалось купить в местном кафе 2 буханки по весьма приемлемой цене – за 25 р. Видать, сжалились, увидав как мы замерзли и устали!

Место для ночлега выбрали около дороги. Место с одной стороны закрыто горами, со стороны дороги – кустами (фото №46 и 47).

  

                        Фото №46                                                                 Фото №47

 

Проехали 19,92 км.

 

30 июля – 5 день

 

 

Ночь выдалась неспокойной. Постоянно по дороге гоняли легковые машины (насколько это возможно в горах), лаяли собаки (видно дикие звери посещали местных). Да еще какой-то зверек гремел нашей пустой консервной банкой (хотя вроде и убрали). Где-то позванивал колокольчик. Как оказалось, это паслись кони и чтоб они не потерялись, хозяева вешают им колокольчики.

Позавтракали. Ярику опять пришлось повозиться с велосипедом: подтягивал тормозной тросик (фото №48).

 

Фото №48

 

Выехали в 10 часов.

Сначала мы ехали, хоть дорога была покрыта крупным щебнем (фото №49-52).

 

  

                                   Фото №49                                                     Фото №50

   

                                   Фото №51                                                     Фото №52

 

На  пропускном пункте купили билеты для проезда по территории Кавказского заповедника (150 рублей за сутки на 1 человека) (фото №53). Так что посещение заповедника теперь дело достаточно накладное.

 

Фото №53

 

По дороге шло много «пешеходников» - туристов, совершающих поход пешком. В основном студенты. Но как оказалось впоследствии, эти места достаточно часто посещаются и велосипедистами.

Затем дорога превратилась в тропинку, по которой ехать было не возможно и пришлось идти пешком. Миновали  перевал Азишский (высота 1770 м), Абадзешский (высота 2020 м), Инструкторскую щель. В нескольких местах видели снег, который не таял. Хотя температура была далеко за 20 (фото №54-59).

 

   

                                   Фото №54                                                     Фото №55

   

                                   Фото №56                                                     Фото №57

   

                                   Фото №58                                                     Фото №59

 

Сначала светило солнце, но во второй половине дня начал накрапывать дождь. И, когда мы остановились около Змеиного озера (фото №60), пришлось кушать под полиэтиленом.

Фото №60

 

Тропинка практически превратилась в чуть заметную. Шли мы по меткам. Очень часто велосипед приходилось перетаскивать через валуны (фото №61-64).

 

   

                                   Фото №61                                                     Фото №62

   

                                   Фото №63                                                     Фото №64

 

Очень пожалели, что не сняли педали. Но время  поджимало и решили, что это сделаем на месте стоянки. Так мы преодолели еще 2 перевала: Гузерипль (высота 2158 м) и Армянский (высота 1866 м) (фото №65-68).

 

  

                                   Фото №65                                                     Фото №66

  

                                   Фото №67                                                     Фото №68

 

Спуск в долину, где располагался туристический приют «Фишт» (высота 849 м), мы совершали уже в сумерках, в проливной дождь. Тропинка была  покрыта измельченным графитом и под тяжестью велосипеда с грузом, ноги постоянно скользили и несколько раз велосипеды могли «уплыть» вниз по склону (фото №69 и 70).

 

  

                                   Фото №69                                                     Фото №70

 

В приюте нас радушно приняли и даже накормили солянкой и пирожками (чему мы были несказанно рады, т.к. готовить сил уже не было).

Проехали 24,48 км.

 

 

 

31 июля – 6 день

Этот день мы посвятили отдыху, привели в порядок велосипеды, постирали и просушили вещи. А так же помылись в душе с горячей водой. И оставили о себе память  в виде крупной надписи на столе (фото №71-74).

 

  

                        Фото №71                                                                 Фото №72

  

                        Фото №73                                                                 Фото №74

 

 

 

1 августа – 7 день

 

Встали в 6 ч. Позавтракали и стали подниматься в горы.  Началась череда спусков и подъемов. Часто приходилось снимать велорюкзак с багажника и перетаскивать сначала велосипед, потом рюкзак. Опять тропинка петляла между валунами: часто приходилось выбирать - то ли ногу поставить, то ли колесо велосипеда (фото №75-78).

 

                                   Фото №75                                         Фото №76

  

                                   Фото №77                                                     Фото №78

 

Но зато какие красивые виды открывались! (фото №79 и 80)

 

  

                                   Фото №79                                                     Фото №80

 

Прошли перевал Белореченский (высота 1782 м) (фото №81).

 

Фото №81

 

С погодой обстояли дела как всегда: с утра было жарко, но после обеда опять начал накрапывать дождь. Елена на одном из спусков проколола камеру (Каменная река) (фото №82). Пришлось ее прямо под дождем менять.

 

Фото №82

 

Дождь решили переждать в балагане чабанов (высота 1710 м) (фото №83 и 84). А может там и переночевать. Нас принял дядя Володя (чабан, он остался дома, т.к. заболел). Напоил чаем, мы передохнули,  немного пообсохли и т.к. домиков свободных не казалось, после окончания дождя, мы пошли дальше.

  

                                   Фото №83                                                     Фото №84

Дорога, вернее тропинка, после дождя ноги по ней скользили. Прошли перевал Черкесский (высот 1836 м) (фото №85 и 86).

 

  

                                   Фото №85                                                     Фото №86

 

Ночевать решили на поляне (высота 1630 м) среди буковых деревьев. Быстро стемнело, палатки ставили в темноте (фото №87).

 

Фото №87

 

Проехали 7,92 км.

 

2 августа – 8 день

Встали около 9 часов, позавтракали гречневой кашей с тушенкой. К нам в гости заглянул дедок, которого мы видели еще в туристическом приюте «Фишт». Он оказался бывшим велотуристом из Риги. Сейчас совершает пеший поход по Кавказу (фото №88).

 

Фото №88

 

Мы долго не  трогались с  места, т.к. предстоял спуск по Веселой горке – около     10 км крутого спуска по грунтовке и где ноге негде зацепиться. Обычно туристы спускаются по ней на 5-й точке. А у нас еще и груженные велосипеды (фото №89 и 90).

 

  

                                   Фото №89                                                     Фото №90

 

Вышли около 12 часов. Спуск оказался не слишком  сложным, т.к. земля просохла. Небольшой отдых сделали на поляне Холодный ключ (высота 810 м) (фото №91 и 92).

 

  

                                   Фото №91                                                     Фото №92

 

Затем опять спуск по грунтовой дороге, по лужам. Было сыро. Но благодаря этому, деревья и скалы были покрыты мхом и создавалось впечатление, что ты находишься в сказочном лесу (фото №93). Очень часто встречались небольшие водопады (фото №94).

 

  

                                               Фото №93                                         Фото №94

 

Появилась возможность ехать на велосипедах. Чему мы были несказанно рады – очень соскучились по езде на велосипедах. Мы быстро прикрутили педали и поехали!

На кордоне Бабук Аул (высота 600 м, фото №95) немного отдохнули. Купили у местного пасечника каштановый мед (фото №96).  Оказался очень вкусным.

 

  

                          Фото №95                                                               Фото №96

 

Дальше дорога шла через реки, которые приходилось преодолевать пешком. Сама дорога была покрыта крупными камнями (фото №97-100).

 

  

                                   Фото №97                                                     Фото №98

  

                                   Фото №99                                                     Фото №100

 

Остановились на берегу реки Шахе (высота 176 м) (фото №101 и 102).

 

  

                                   Фото №101                                                   Фото №102

 

Проехали 32,04 км.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 августа – 9 день

 

     

 

Утром нас разбудил грохот приземляющего вертолета (фото №103 и 104). Он забрал кран и улетел. Мы встали, не торопясь позавтракали. Елена нашла куст ежевики. Набрала полный котелок, и мы с удовольствием полакомились.

 

  

                                   Фото №103                                                   Фото №104

 

У Ярика была очередная поломка велосипеда. И поэтому мы выехали около 12 часов.  Было очень жарко. Сначала был небольшой подъем, потом начался затяжной спуск – серпантин (фото №105). Можно было ехать быстро. Но приходилось постоянно притормаживать, чтоб не улететь на обочину.

 

Фото №105

На одном из поворотов Александр не удержался и, выехав на обочину, упал и ободрал себе бок, руку и колено. Елена оказала первую медицинскую помощь, он немного отдохнул, пришел в себя и мы опять двинулись в путь.

Мы спустились в Дагомыс (фото №106). Закупили продуктов. Дальше дорога шла вдоль Черного моря (фото №107). Мы ехали  и любовались открывающимися видами.

 

  

                                   Фото №106                                                   Фото №107

 

Проехали Сочи (фото №108). Там немного покружили по дорогам. Проехали через 4 туннеля. Первый оказался длиной в 2600 м, последний – 500 м. Ехать по туннелям не очень комфортно: душно и грязно (фото №109-110).

 

  

                                   Фото №108                                                   Фото №109

  

                                   Фото №110                                                   Фото №111

 

В Адлере были около 21 ч. (фото №112). Стали искать место для ночлега, т.к. то место, где раньше останавливался Павел, оказалось занято стройкой. Продавщица кваса посоветовала нам остановиться на берегу моря в рыбачьем поселке. Оказалось, что это место, где стоят рыбачьи шхуны (фото №113). Палатки мы не стали ставить, а расположились прямо под открытым небом. Благо погода была теплая и дождя не намечалось.

 

  

                                   Фото №112                                                   Фото №113

 

Проехали 83,16 км.

 

 

4 августа – 10 день

 

 

 

В этот день мы должны были пересечь границу России и Абхазии. Поэтому выехали в 10 часов. Доехали до п.Веселое (фото №114). Встали в очередь для перехода границы (фото №115).

 

   

                                   Фото №114                                                   Фото №115

 

Никаких дополнительных документов, кроме паспортов, не нужно. Но выяснилось, что Ярик не может попасть в Абхазию, т.к. ему нет 18 лет.  Для въезда требовалось разрешение родителей, которого не было. Тогда Павел предложил устроить его у своего бывшего сослуживца. Пока они ездили, устраивались, прошло достаточно много времени. В Абхазии мы оказались уже после 19 часов (фото №116 и 117).

 

  

                                   Фото №116                                                   Фото №117

 

Решили остановиться на берегу моря. Но свободного, тихого места не нашли – везде были кафе и музыка.

После долгих поисков, мы остановились около заброшенного кинотеатра. Казалось, что здесь никто не ходит и на следующее утро нас не побеспокоят.

 

Проехали 16,8 км.

 

 

 

5 августа – 11 день

 

 

Ночь прошла беспокойно: с вечера было душно и Елена с Александром решили спать не в палатке. Потом в палатку к Алену забралась медведка, которая шуршала пакетами и не давала спать (фото №118).

 

   

                                   Фото №118                                                   Фото №119

 

После 2 часов ночи начался дождь, пришлось забираться в палатку.

Утром нас разбудила пробегающая мимо свинья (фото №119), потом стали ходить люди. Оказалось, что мимо наших палаток проходит тропинка, по которой местные жители ходят в сады и сарайки.

Мы встали, позавтракали. Но до полудня не тронулись с места, т.к. Ален приболел (поднялась температура и был озноб).

Выехали в 13 ч.

Дорога то поднималась в горку, то спускалась с нее. Но подъемы и спуски были не высокими. Было жарко. Ветер был не сильный и даже немного помогал перенести жару.

Много машин из разных регионов России, в том числе из Татарстана.  Проезжали много заброшенных сел. Или таких, где есть и жилые дома, и разрушенные войной (фото №121). В одном месте удручающее впечатление произвело место, где с двух сторон дороги стояли разрушенные (со следами пуль) бензоколонки (фото №120).

 

   

                                   Фото №120                                                   Фото №121

 

Въехали в Гагру по аллее (фото №122 и 123), остановились в городском парке. Нашли заброшенную танцплощадку. Очень хорошее место для ночевки. Вся площадка заросла травой и окружена бамбуковыми зарослями. Так что со стороны пешеходной дорожки палатки не видно.

 

   

                                   Фото №122                                                   Фото №123

 

Съездили на местный рынок и закупили продукты, и наконец-то сварили щи и сделали салат из помидор и огурцов.

Потом купались, отдыхали. Все было хорошо, но пляж не ухоженный, мало кабинок для переодевания. Да и парк не до конца приведен в порядок, очень много мусора (фото №124 и 125).

 

  

                                   Фото №124                                                   Фото №125

 

Ночью опять была гроза и дождь. Красивое зрелище открывалось, когда молния сверкала далеко в море.

Проехали 23,7 км.

 

 

 

6 августа – 12 день

 

Проснулись около 9 часов, позавтракали и в 11 часов выехали в сторону г.Сухум. По дороге заехали на рынок: Павел купил карту Абхазии, Саша и Ален – попробовали местную шаурму.

Погода стояла очень жаркая и было душно. Дорога постоянно шла с небольшим подъемом (фото №126 и 127).

    

                                   Фото №126                                                   Фото №127

 

В Новом Афоне (фото №128) остановились перекусить. Там красивая церковь на склоне гор (фото №129).

 

  

                                   Фото №128                                                   Фото №129

 

Сразу за Афоном дорога пошла в крутую горку. Там даже для машин проложен специальный объезд. Затем дорога перешла в серпантин с постоянным подъемом. И только перед Сухумом – спуск.

Справа открывался прекрасный вид на Черное море, слева – горы, на вершинах которых лежали облака (фото №130 и 131).

  

                                   Фото №130                                                   Фото №131

 

В Сухум въехали около 18 часов (фото №132 и 134). Город частично восстановлен. Но на многих домах остались следы от пуль, окна не застеклены (фото №135). Даже на центральной площади здание бывшей администрации так и не восстановлено. В полуразрушенном состоянии и здание железнодорожного вокзала (фото №133).

    

            Фото №132                           Фото №133                           Фото №134

 

  

                                   Фото №135                                                   Фото №136

  

                                   Фото №137                                                   Фото №138

 

На ночь мы сняли комнату. Хозяйка оказалась очень доброжелательной женщиной (фото №139 и 140). Мы с ней очень подружились. Она пела нам свои песни под гитару, на которой она и играла. Рассказывала анекдоты и смешные случаи из своей жизни.

 

  

                                   Фото №139                                                   Фото №140

 

В этот день мы проехали 83,9 км.

На этом зачетная часть похода закончена.

Возвращались мы через Новый Афон, Гагры в Адлер на велосипедах. 11 августа мы сели в поезд Адлер – Казань.

 

2.4 Определяющие препятствия на маршруте

Препятствие

Пробег,

км

Набор высоты,
 м

Характер дороги

Кат

трудн

Абадзехская - Каменномосткий -  

- пещера «Нежная»

42,1

1751

асфальт, мелкощебеночная горная дорога

II

 

пещера «Нежная» -пер.Азишский

(1770 м)

 

18,7

695

грунтовая дорога, крупнощебеночная дорога

III

 

 

 

пер.Азишский - пер.Гузерипль 

(2158 м) –

пер.Армянский

(1866 м)

8,3

 

722

конная тропа, каменистая горная тропа со значительными неровностями, выступающими частями скального массива,

горная тропа из графитовой крошки

IV

т/приют Фишт - пер.Белореченский

(1782 м)

6,5

584

каменистая горная тропа,

курумники, каменистая горная тропа со значительными неровностями, выступающими частями скального массива

 

III

поляна Наклонная -

Веселый спуск –

Бабук-Аул –

Солох-Аул - 

Дагомыс

32,04

342

каменистая горная дорога, мелкощебеночная дорога,

броды,

асфальт

II