Министерство по делам молодежи и спорту
Республики Татарстан
О Т Ч Е Т
о спортивном велосипедном туристском походе
третьей категории сложности
по Краснодарскому краю,
Республике Адыгея, Абхазии
совершенном с 27 июля по 6 августа 2012 г.
Маршрутная книжка № 6-ФСТ-12
Руководитель: Грачев П.В.
Адрес:
420107, Казань, ул. Петербургская, 12
Казань – 2012
Оглавление
1. Справочные сведения
1.1 Проводящая организация……………………………………………………. ..3
1.2 Район похода....................................................................................................... 3
1.3 Нитка маршрута.................................................................................................. 3
1.4 Варианты подъезда и отъезда............................................................................ 3
1.5 Аварийные и запасные варианты маршрута.................................................... 3
1.6 Изменения маршрута…......................................................................................3
1.7 Сведения об участниках.....................................................................................4
1.8 Адрес хранения отчета........................................................................................4
1.9 Итоги…………………………………………………………………………….5
2. Содержание отчета
2.1 Карта и высотный профиль маршрута…………………………………………………5
2.2 График движения…………………………………………….............................6
2.2.1 План похода (заявленный)………………………………………………6
2.2.2 План похода (пройденный)……………………………………………...7 …
2.3 Техническое описание маршрута……………………………………………...9
2.4 Определяющие препятствия на маршруте……………………………………40
1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
1.1 Проводящая организация
Поход проведен ПТК «Траверс» Министерства по делам молодежи и спорту РТ:
420107, г.Казань, ул. Петербургская, 12, тел.264-32-77
1.2 Район похода
Краснодарский край. Республика Адыгея. Абхазия
1.3 Нитка маршрута
г.Тихорецк – п.Каменный – п.Челбас – п.Газырь – п.Бейсуг - п.Новодонецкая – п.Первомайское - п.Выселки – п.Бейсужек 2 - п.Кирпильская – г.Усть-Лабинск – п.Хатукай – п.Преображенское – п.Белое – п.Садовое – п.Бжедугхабль – п.Великовечное – п.Привольный – п.Новосёловский – г.Белореченск – п.Родники – п.Ханская – г.Майкоп –
п.Садовый – на берегу р.Курджипс т/б «Дружба» - п.Тульский – п.Первомайский – п.Веселый – п.Хаджох – п. Каменномосткий – т/б «Горная Легенда» - т/б «Серебрянный ключ» - пещера «Нежная» - т/б «Лагонаки» - КПП «Лагонаки» - отель «Азиш-Тау» - перевал «Азишский» - перевал «Абадзешский» - Инструкторская щель – перевал «Гузерипль» - перевал «Армянский» - т/приют «Фишт» - перевал «Белореченский» - летник чебанов - перевал «Черкесский» - поляна «Наклонная» - спуск «Веселая Горка» - поляна «Холодный ручей» - Егерский кордон – приют «Бабук-Аул» - река Бзыч – река Бзгоу – п.Шахе – п.Верхнерусское Лоо – 3 рота – г.Дагомыс – п.Грузинская Мамайка – г.Сочи – п.Мацеста – г.Хоста – г.Кудепста – г.Адлер – Рыбачий поселок - п.Веселое (Казачий рынок) – р.Лапсы – п.Багрыпста – г.Гагра – г.Гудоута - г.Новый Афон –
г.Сухум
1.4 Варианты подъезда и отъезда
Для подъезда и отъезда воспользовались железнодорожным транспортом: поезд Казань – Новороссийск; Адлер – Казань.
1.5 Аварийные и запасные варианты маршрута
Аварийный вариант выхода был возможен с любой точки маршрута, т.к. преодоление сложных перевалов чередовались со спуском в долины, где везде имелись дороги.
1.6 Изменение маршрута
Изначально маршрут должен был проходить после г.Майкопа через п.Хаджох – п.Каменномосткий – п.Даховская – п.Хамышки – п.Гузерипль – Партизанскую поляну с выходом на туристический приют Фишт. Потом был изменен на: г.Майкоп –
п.Садовый – на берегу р.Курджипс т/б «Дружба» - п.Тульский – п.Первомайский – п.Веселый – п.Хаджох – п. Каменномосткий – т/б «Горная Легенда» - т/б «Серебрянный ключ» - пещера «Нежная» - т/б «Лагонаки» - КПП «Лагонаки» - отель «Азиш-Тау» - перевал «Азишский» - перевал «Абадзешский» - Инструкторская щель – перевал «Гузерипль» - перевал «Армянский» - т/приют «Фишт»
1.7 Сведения об участниках
№ |
ФИО |
Фотогра-фия участника |
Год рожде-ния |
Туристс-кий опыт |
Обязанности в группе |
Домашний адрес |
1 |
Грачев Павел Владимирович |
|
1966 |
4У, 5У, 4Р Северный Кавказ |
Руководи-тель |
420043, пос.Юдино, ул.Колымская, д.2 кв.22 |
2 |
Хайруллин Ален Рафаэлевич |
|
1986 |
1У, 2У Республика Татарстан |
Фотограф, хронометрист |
420010, г.Казань, ул.Лево-Булачная, д.56 кв.28 |
3 |
Маличенко Елена Рональдовна |
|
1968 |
1У, 2У Республика Татарстан |
Фотограф, медик |
420102, г.Казань, ул.Г.Баруди д.13 кв.4 |
4 |
Спиридонов Ярослав Николаевич |
|
1994 |
1У, 2У Республика Татарстан |
Механик |
4200033, г.Казань, ул.Старая Аракчинская, д.26 |
5 |
Гусев Александр Александрович |
|
1993 |
1У Республика Татарстан |
Механик |
420139, г.Казань, ул.Ю.Фучика, д.50 кв.295 |
1.8 Адрес хранения отчета
Библиотека МКК ПТК «Траверс»; видео и киноматериалов нет.
Электронная версия имеется.
1.9 Итоги
Поход рассмотрен МКК ПТК «Траверс» 6-ФСТ-12, маршрут соответствует __________ категории сложности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
2.1 Карта и высотный профиль маршрута
2.1 График движения
2.2.1 План похода (заявленный)
Дата |
Дни пути |
Км |
Участки маршрута |
26.07 |
1 |
91 |
Тихорецк – Усть-Лабинск |
27.07 |
2 |
80 |
Усть-Лабинск – Майкоп |
28.07 |
3 |
79 |
Майкоп – Гузерипль |
29.07 |
4 |
19 |
Гузерипль – Партизанская поляна |
30.07 |
5 |
20 |
Партизанская поляна – приют Фишт |
31.07 |
6 |
25 |
приют Фишт – Зеленая поляна |
01.08 |
7 |
51 |
Зеленая поляна – Дагомыс |
02.08 |
8 |
0 |
Дневка |
03.08 |
9 |
40 |
Дагомыс – Адлер |
04.08 |
10 |
30 |
Адлер - Гагра |
05.08 |
11 |
60 |
Гагра – Новый Афон |
06.08 |
12 |
30 |
Новый Афон – Сухум |
Всего 525
2.2.2 План похода (пройденный)
Дни пу-ти |
Дата |
Участок пути |
Протя-жён-ность (км) |
Чистое ходо-вое время |
Препятствия |
Метеоусло-вия |
1 |
26.07 |
г.Тихорецк – п.Каменный – п.Челбас – п.Газырь – п.Бейсуг - п.Новодонецкая – п.Первомайское - п.Выселки – п.Бейсужек 2 - п.Кирпильская – г.Усть-Лабинск |
115, 4 км |
6 ч. 12 мин. |
|
Ясно, +32 ºС, боковой встречный ветер |
2 |
27.07 |
г.Усть-Лабинск – п.Хатукай – п.Преображенское – п.Белое – п.Садовое – п.Бжедугхабль – п.Великовечное – п.Привольный – п.Новосёловский – г.Белореченск – п.Родники – п.Ханская – г.Майкоп – п.Садовый – на берегу р.Курджипс т/б «Дружба» |
93,9 км |
5 ч. 35 мин. |
|
Ясно, +38 0С, боковой встречный ветер |
3 |
28.07 |
т/б «Дружба» - п.Тульский – п.Первомайский – п.Веселый – п.Хаджох – п. Каменномосткий – т/б «Горная Легенда» - т/б «Серебрянный ключ» |
67,68 км |
4 ч. 15 мин. |
Подъем в горы |
Ясно, +28 0С |
4 |
29.07 |
т/б «Серебрянный ключ» - т/б «Сибирь» - пещера «Нежная» - т/б «Лагонаки» - КПП «Лагонаки» - отель «Азиш-Тау» |
19,92 км
|
2 ч. 35 мин.
|
Подъем вдоль хребта «Азиш-Тау» |
Переменная облачность, +23 ºС, после обеда гроза и дождь, +15 0С |
5 |
30.07 |
Отель «Азиш-Тау» - перевал «Азишский» - перевал «Абадзешский» - Инструкторская щель – перевал «Гузерипль» - перевал «Армянский» - т/приют «Фишт» |
24,48 км |
10 ч. 50 мин. |
Подъем вдоль хребта «Каменное море», спуск с «Армянского» хребта, река Белая |
Переменна облачность +20 ºС, после обеда дождь, +17 ºС |
6 |
31.07 |
Днёвка в туристическом приюте «Фишт» |
|
|
|
|
7 |
01.08 |
т/п «Фишт» - перевал «Белореченский» - летник чебанов - перевал «Черкесский» - поляна «Наклонная» |
7,92 км |
6 ч. 10 мин. |
Переход перевалов «Белореченский», «Черкасский» |
Переменная облачность, +25 0С, после обеда дождь, +19 0С |
8 |
02.08 |
поляна «Наклонная» - спуск «Веселая Горка» - поляна «Холодный ручей» - Егерский кордон – приют «Бабук-Аул» - река Бзыч – река Бзгоу – п.Шахе |
32,04 км |
5 ч. 25 мин. |
Брод через реки Бзыч, Бзгоу |
Ясно, +27 0С |
9 |
03.08 |
п.Шахе – п.Верхнерусское Лоо – 3 рота – п.Альтмиец – п.Волковка – г.Дагомыс – п.Грузинская Мамайка – г.Сочи – п.Мацеста – г.Хоста – г.Кудепста – г.Адлер – Рыбачий поселок |
83,16 км |
7 ч. 50 мин. |
Спуск по грязной дороге; серпантин |
Ясно, +31 ºС |
10 |
04.08 |
Рыбачий поселок – п.Веселое (Казачий рынок) – р.Лапсы |
16,8 км |
2 ч. 35 мин. |
|
Ясно, +28 ºС, ночью гроза, дождь |
|
11 |
05.08 |
р.Лапсы – п.Багрыпста – г.Гагра |
23,7 км |
2 ч. 50 мин. |
|
Ясно, +28 ºС, ночью гроза, дождь |
|
12 |
06.08 |
г.Гагра – г.Гудоута - г.Новый Афон – г.Сухум |
83,9 км |
6 ч. 15 мин. |
Постоянные подъемы |
Ясно, +28 ºС, ночью дождь |
|
Всего: 568,9 км
2.3 Техническое описание маршрута
26 июля – 1 день
В 11 ч. 15 мин. поезд прибыл на станцию г.Тихорецка (высота 55 м). Мы выгрузили велосипеды (фото №1), собрали их (фото №2) и около 12 ч.30 мин. начали движение, предварительно сфотографировавшись около стены с годом основания города (фото №3 и №4).
Фото №1 Фото №2
Фото №3 Фото №4
Первая остановка была в 9 км от г.Тихорецка. Перекус (фото №5)
Фото №5
Вся дорога – с асфальтовым покрытием, но постоянные спуски и подъемы (пусть и не большие). Тягунчики. Было очень жарко, да еще встречный и боковой ветер. Очень тяжело дались последние 20 км (фото №6).
Фото №6
Приехали в г.Усть-Лабинск в 20.30 (высота 90 м) (фото №7)
Фото №7
Спросили местных жителей: где можно остановиться. Один из них показал нам место на берегу реки Кубань и даже сопроводи нас на машине. Место оказалось очень живописным: на крутом берегу (фото №8). Рядом располагалась Усть-Лабинская (Александровская) крепость, основанная в 1778 г. Александром Суворовым (фото №9).
Фото №8 Фото №9
За день проехали 115,4 км.
27 июля – 2 день
Проснулись около 8 часов. Позавтракали гречкой с тушенкой (запарили с вечера). Стали собираться в дорогу, но выяснилось, что у Ярика сломался переключатель. Ларик (местный житель) любезно согласился отвезти его на рынок. В результате выехали только в 12.30.
Пересекли по старому (не действующему) мосту Кубань и въехали на территорию Республики Адыгея (фото №10).
Фото №10
Дорога асфальтированная, без спусков и подъемов. Но температура доходила до 400С, опять встречный ветер (фото №11 и 12).
Фото №11 Фото №12
Несколько раз останавливались передохнуть, пополнить запасы воды. Вдоль всей дороги достаточно часто стоят кафешки, в которых можно не дорого перекусить.
В Майкоп (фото №13) въехали около 19.30. В городе красивая мечеть (фото №14) и огромное здание филармонии (фото №15). В городском парке очень красивый фонтан с подсветкой (фото №16).
Фото №13 Фото №14
Фото №15 Фото №16
Остановиться решили на территории стадиона. Но тренер местной команды по дзю-до предложил нам проехать еще километров 5-7 до турбазы «Дружба», где можно поставить палатки и даже искупаться в речке. Мы так и сделали. На месте оказались в 22.00. Поужинали. А потом искупались в реке. В результате спать легли около часу ночи.
Проехали 93, 9 км.
28 июля – 3 день
Спали прекрасно, несмотря на то, что около 6 ч. утра стала переливаться вода из рядом стоящей бочки. И казалось, что вода потечет под палатки (фото №17 и 18).
Фото №17 Фото №18
Позавтракав, поехали в сторону п.Тульский. В самом начале пути, сразу за п.Садовый, был крутой подъем. Потом дорога шла ровная. Везде асфальтовое покрытие (фото №19-22).
Фото №19 Фото №20
Фото №21 Фото №22
Проехали мост через реку Белая. Правда, цвет воды не соответствовал названию. Местные жители сказали, что вверху по течению обрушилась графитовая скала и вода стала серого цвета и не пригодная для питья.
Первая остановка была в придорожном кафе. Чем оно примечательно: есть небольшой зоопарк с енотами, ондатрами и музеем старины (фото №23 и 24).
Фото №23 Фото №24
Затем мы приехали в п.Каменномосткий. Посетили Хаджохскую теснину. Красивые виды открывались с мостиков на русло реки Белая (фото №25-28).
Фото №25 Фото №26
Фото №27 Фото №28
На развилке поехали не по дороге в с.Даховскую, а повернули направо. И начался затяжной 30-км подъем. Дорога была покрыта асфальтом, но местами он отсутствовал (фото №29 и 30).
Фото №29 Фото №30
Вокруг были горы и море девясила. С одной из площадок открывался живописный вид на станицу Даховская (фото №31 и 32).
Фото №31 Фото №32
Остановились мы на поляне около туристической базы «Серебряный ключ» (высота 1150 м). Место красивое, удобное. Но ночью была сильная роса, а солнышко вставало из-за леса, который нас закрыл и было сыровато (фото №33 и 34).
Фото №33 Фото №34
Проехали 67,68 км.
29 июля – 4 день
Утром встали в 9 ч., позавтракали, пофотографировались на базе рядом со скульптурами (фото №35 и36).
Фото №35 Фото №36
и поехали дальше. По дороге увидели приглашение посетить пещеру «Нежная» (высота 1300 м). Решили посмотреть. Очень красивые сталактиты и сталагмиты (фото №37 и 38).
Фото №37 Фото №38
Дорога асфальтовая. С утра было даже жарко, но после12 ч. пошел дождь и резко похолодало (фото №39 и 40).
Фото №39 Фото №40
Мы решили остановиться переждать дождь и заодно перекусить. Но он не прекращался, и даже началась гроза. Один из разрядов ударил рядом с местом, где мы остановились. Было ощущение, что тебя оглушили. Тучи цеплялись за горы и никак не хотели покидать нас (фото №41).
Фото №41
На местном мини-рынке пришлось купить буханку хлеба за 50 р., т.к. дальше магазинов не ожидалось.
Но все же гроза и вместе с ней дождь закончился, и мы реши ехать дальше.
Асфальт закончился, и началась грунтовка, покрытая щебнем. Да еще и подъём! (фото №42-44).
Фото №42 Фото №43
На КПП МЧС «Лаго-Наки» (высота 1720 м) мы зарегистрировались и сказали, что предполагаемое время спуска с гор – через 3 дня (фото №45) .
Фото №44 Фото №45
И еще: Саше удалось купить в местном кафе 2 буханки по весьма приемлемой цене – за 25 р. Видать, сжалились, увидав как мы замерзли и устали!
Место для ночлега выбрали около дороги. Место с одной стороны закрыто горами, со стороны дороги – кустами (фото №46 и 47).
Фото №46 Фото №47
Проехали 19,92 км.
30 июля – 5 день
Ночь выдалась неспокойной. Постоянно по дороге гоняли легковые машины (насколько это возможно в горах), лаяли собаки (видно дикие звери посещали местных). Да еще какой-то зверек гремел нашей пустой консервной банкой (хотя вроде и убрали). Где-то позванивал колокольчик. Как оказалось, это паслись кони и чтоб они не потерялись, хозяева вешают им колокольчики.
Позавтракали. Ярику опять пришлось повозиться с велосипедом: подтягивал тормозной тросик (фото №48).
Фото №48
Выехали в 10 часов.
Сначала мы ехали, хоть дорога была покрыта крупным щебнем (фото №49-52).
Фото №49 Фото №50
Фото №51 Фото №52
На пропускном пункте купили билеты для проезда по территории Кавказского заповедника (150 рублей за сутки на 1 человека) (фото №53). Так что посещение заповедника теперь дело достаточно накладное.
Фото №53
По дороге шло много «пешеходников» - туристов, совершающих поход пешком. В основном студенты. Но как оказалось впоследствии, эти места достаточно часто посещаются и велосипедистами.
Затем дорога превратилась в тропинку, по которой ехать было не возможно и пришлось идти пешком. Миновали перевал Азишский (высота 1770 м), Абадзешский (высота 2020 м), Инструкторскую щель. В нескольких местах видели снег, который не таял. Хотя температура была далеко за 20 (фото №54-59).
Фото №54 Фото №55
Фото №56 Фото №57
Фото №58 Фото №59
Сначала светило солнце, но во второй половине дня начал накрапывать дождь. И, когда мы остановились около Змеиного озера (фото №60), пришлось кушать под полиэтиленом.
Фото №60
Тропинка практически превратилась в чуть заметную. Шли мы по меткам. Очень часто велосипед приходилось перетаскивать через валуны (фото №61-64).
Фото №61 Фото №62
Фото №63 Фото №64
Очень пожалели, что не сняли педали. Но время поджимало и решили, что это сделаем на месте стоянки. Так мы преодолели еще 2 перевала: Гузерипль (высота 2158 м) и Армянский (высота 1866 м) (фото №65-68).
Фото №65 Фото №66
Фото №67 Фото №68
Спуск в долину, где располагался туристический приют «Фишт» (высота 849 м), мы совершали уже в сумерках, в проливной дождь. Тропинка была покрыта измельченным графитом и под тяжестью велосипеда с грузом, ноги постоянно скользили и несколько раз велосипеды могли «уплыть» вниз по склону (фото №69 и 70).
Фото №69 Фото №70
В приюте нас радушно приняли и даже накормили солянкой и пирожками (чему мы были несказанно рады, т.к. готовить сил уже не было).
Проехали 24,48 км.
31 июля – 6 день
Этот день мы посвятили отдыху, привели в порядок велосипеды, постирали и просушили вещи. А так же помылись в душе с горячей водой. И оставили о себе память в виде крупной надписи на столе (фото №71-74).
Фото №71 Фото №72
Фото №73 Фото №74
1 августа – 7 день
Встали в 6 ч. Позавтракали и стали подниматься в горы. Началась череда спусков и подъемов. Часто приходилось снимать велорюкзак с багажника и перетаскивать сначала велосипед, потом рюкзак. Опять тропинка петляла между валунами: часто приходилось выбирать - то ли ногу поставить, то ли колесо велосипеда (фото №75-78).
Фото №75 Фото №76
Фото №77 Фото №78
Но зато какие красивые виды открывались! (фото №79 и 80)
Фото №79 Фото №80
Прошли перевал Белореченский (высота 1782 м) (фото №81).
Фото №81
С погодой обстояли дела как всегда: с утра было жарко, но после обеда опять начал накрапывать дождь. Елена на одном из спусков проколола камеру (Каменная река) (фото №82). Пришлось ее прямо под дождем менять.
Фото №82
Дождь решили переждать в балагане чабанов (высота 1710 м) (фото №83 и 84). А может там и переночевать. Нас принял дядя Володя (чабан, он остался дома, т.к. заболел). Напоил чаем, мы передохнули, немного пообсохли и т.к. домиков свободных не казалось, после окончания дождя, мы пошли дальше.
Фото №83 Фото №84
Дорога, вернее тропинка, после дождя ноги по ней скользили. Прошли перевал Черкесский (высот 1836 м) (фото №85 и 86).
Фото №85 Фото №86
Ночевать решили на поляне (высота 1630 м) среди буковых деревьев. Быстро стемнело, палатки ставили в темноте (фото №87).
Фото №87
Проехали 7,92 км.
2 августа – 8 день
Встали около 9 часов, позавтракали гречневой кашей с тушенкой. К нам в гости заглянул дедок, которого мы видели еще в туристическом приюте «Фишт». Он оказался бывшим велотуристом из Риги. Сейчас совершает пеший поход по Кавказу (фото №88).
Фото №88
Мы долго не трогались с места, т.к. предстоял спуск по Веселой горке – около 10 км крутого спуска по грунтовке и где ноге негде зацепиться. Обычно туристы спускаются по ней на 5-й точке. А у нас еще и груженные велосипеды (фото №89 и 90).
Фото №89 Фото №90
Вышли около 12 часов. Спуск оказался не слишком сложным, т.к. земля просохла. Небольшой отдых сделали на поляне Холодный ключ (высота 810 м) (фото №91 и 92).
Фото №91 Фото №92
Затем опять спуск по грунтовой дороге, по лужам. Было сыро. Но благодаря этому, деревья и скалы были покрыты мхом и создавалось впечатление, что ты находишься в сказочном лесу (фото №93). Очень часто встречались небольшие водопады (фото №94).
Фото №93 Фото №94
Появилась возможность ехать на велосипедах. Чему мы были несказанно рады – очень соскучились по езде на велосипедах. Мы быстро прикрутили педали и поехали!
На кордоне Бабук Аул (высота 600 м, фото №95) немного отдохнули. Купили у местного пасечника каштановый мед (фото №96). Оказался очень вкусным.
Фото №95 Фото №96
Дальше дорога шла через реки, которые приходилось преодолевать пешком. Сама дорога была покрыта крупными камнями (фото №97-100).
Фото №97 Фото №98
Фото №99 Фото №100
Остановились на берегу реки Шахе (высота 176 м) (фото №101 и 102).
Фото №101 Фото №102
Проехали 32,04 км.
3 августа – 9 день
Утром нас разбудил грохот приземляющего вертолета (фото №103 и 104). Он забрал кран и улетел. Мы встали, не торопясь позавтракали. Елена нашла куст ежевики. Набрала полный котелок, и мы с удовольствием полакомились.
Фото №103 Фото №104
У Ярика была очередная поломка велосипеда. И поэтому мы выехали около 12 часов. Было очень жарко. Сначала был небольшой подъем, потом начался затяжной спуск – серпантин (фото №105). Можно было ехать быстро. Но приходилось постоянно притормаживать, чтоб не улететь на обочину.
Фото №105
На одном из поворотов Александр не удержался и, выехав на обочину, упал и ободрал себе бок, руку и колено. Елена оказала первую медицинскую помощь, он немного отдохнул, пришел в себя и мы опять двинулись в путь.
Мы спустились в Дагомыс (фото №106). Закупили продуктов. Дальше дорога шла вдоль Черного моря (фото №107). Мы ехали и любовались открывающимися видами.
Фото №106 Фото №107
Проехали Сочи (фото №108). Там немного покружили по дорогам. Проехали через 4 туннеля. Первый оказался длиной в 2600 м, последний – 500 м. Ехать по туннелям не очень комфортно: душно и грязно (фото №109-110).
Фото №108 Фото №109
Фото №110 Фото №111
В Адлере были около 21 ч. (фото №112). Стали искать место для ночлега, т.к. то место, где раньше останавливался Павел, оказалось занято стройкой. Продавщица кваса посоветовала нам остановиться на берегу моря в рыбачьем поселке. Оказалось, что это место, где стоят рыбачьи шхуны (фото №113). Палатки мы не стали ставить, а расположились прямо под открытым небом. Благо погода была теплая и дождя не намечалось.
Фото №112 Фото №113
Проехали 83,16 км.
4 августа – 10 день
В этот день мы должны были пересечь границу России и Абхазии. Поэтому выехали в 10 часов. Доехали до п.Веселое (фото №114). Встали в очередь для перехода границы (фото №115).
Фото №114 Фото №115
Никаких дополнительных документов, кроме паспортов, не нужно. Но выяснилось, что Ярик не может попасть в Абхазию, т.к. ему нет 18 лет. Для въезда требовалось разрешение родителей, которого не было. Тогда Павел предложил устроить его у своего бывшего сослуживца. Пока они ездили, устраивались, прошло достаточно много времени. В Абхазии мы оказались уже после 19 часов (фото №116 и 117).
Фото №116 Фото №117
Решили остановиться на берегу моря. Но свободного, тихого места не нашли – везде были кафе и музыка.
После долгих поисков, мы остановились около заброшенного кинотеатра. Казалось, что здесь никто не ходит и на следующее утро нас не побеспокоят.
Проехали 16,8 км.
5 августа – 11 день
Ночь прошла беспокойно: с вечера было душно и Елена с Александром решили спать не в палатке. Потом в палатку к Алену забралась медведка, которая шуршала пакетами и не давала спать (фото №118).
Фото №118 Фото №119
После 2 часов ночи начался дождь, пришлось забираться в палатку.
Утром нас разбудила пробегающая мимо свинья (фото №119), потом стали ходить люди. Оказалось, что мимо наших палаток проходит тропинка, по которой местные жители ходят в сады и сарайки.
Мы встали, позавтракали. Но до полудня не тронулись с места, т.к. Ален приболел (поднялась температура и был озноб).
Выехали в 13 ч.
Дорога то поднималась в горку, то спускалась с нее. Но подъемы и спуски были не высокими. Было жарко. Ветер был не сильный и даже немного помогал перенести жару.
Много машин из разных регионов России, в том числе из Татарстана. Проезжали много заброшенных сел. Или таких, где есть и жилые дома, и разрушенные войной (фото №121). В одном месте удручающее впечатление произвело место, где с двух сторон дороги стояли разрушенные (со следами пуль) бензоколонки (фото №120).
Фото №120 Фото №121
Въехали в Гагру по аллее (фото №122 и 123), остановились в городском парке. Нашли заброшенную танцплощадку. Очень хорошее место для ночевки. Вся площадка заросла травой и окружена бамбуковыми зарослями. Так что со стороны пешеходной дорожки палатки не видно.
Фото №122 Фото №123
Съездили на местный рынок и закупили продукты, и наконец-то сварили щи и сделали салат из помидор и огурцов.
Потом купались, отдыхали. Все было хорошо, но пляж не ухоженный, мало кабинок для переодевания. Да и парк не до конца приведен в порядок, очень много мусора (фото №124 и 125).
Фото №124 Фото №125
Ночью опять была гроза и дождь. Красивое зрелище открывалось, когда молния сверкала далеко в море.
Проехали 23,7 км.
6 августа – 12 день
Проснулись около 9 часов, позавтракали и в 11 часов выехали в сторону г.Сухум. По дороге заехали на рынок: Павел купил карту Абхазии, Саша и Ален – попробовали местную шаурму.
Погода стояла очень жаркая и было душно. Дорога постоянно шла с небольшим подъемом (фото №126 и 127).
Фото №126 Фото №127
В Новом Афоне (фото №128) остановились перекусить. Там красивая церковь на склоне гор (фото №129).
Фото №128 Фото №129
Сразу за Афоном дорога пошла в крутую горку. Там даже для машин проложен специальный объезд. Затем дорога перешла в серпантин с постоянным подъемом. И только перед Сухумом – спуск.
Справа открывался прекрасный вид на Черное море, слева – горы, на вершинах которых лежали облака (фото №130 и 131).
Фото №130 Фото №131
В Сухум въехали около 18 часов (фото №132 и 134). Город частично восстановлен. Но на многих домах остались следы от пуль, окна не застеклены (фото №135). Даже на центральной площади здание бывшей администрации так и не восстановлено. В полуразрушенном состоянии и здание железнодорожного вокзала (фото №133).
Фото №132 Фото №133 Фото №134
Фото №135 Фото №136
Фото №137 Фото №138
На ночь мы сняли комнату. Хозяйка оказалась очень доброжелательной женщиной (фото №139 и 140). Мы с ней очень подружились. Она пела нам свои песни под гитару, на которой она и играла. Рассказывала анекдоты и смешные случаи из своей жизни.
Фото №139 Фото №140
В этот день мы проехали 83,9 км.
На этом зачетная часть похода закончена.
Возвращались мы через Новый Афон, Гагры в Адлер на велосипедах. 11 августа мы сели в поезд Адлер – Казань.
2.4 Определяющие препятствия на маршруте
Препятствие |
Пробег, км |
Набор высоты, |
Характер дороги |
Кат трудн |
Абадзехская - Каменномосткий - - пещера «Нежная» |
42,1 |
1751 |
асфальт, мелкощебеночная горная дорога |
II |
пещера «Нежная» -пер.Азишский (1770 м)
|
18,7 |
695 |
грунтовая дорога, крупнощебеночная дорога |
III |
пер.Азишский - пер.Гузерипль (2158 м) – пер.Армянский (1866 м) |
8,3 |
722 |
конная тропа, каменистая горная тропа со значительными неровностями, выступающими частями скального массива, горная тропа из графитовой крошки |
IV |
т/приют Фишт - пер.Белореченский (1782 м) |
6,5 |
584 |
каменистая горная тропа, курумники, каменистая горная тропа со значительными неровностями, выступающими частями скального массива
|
III |
поляна Наклонная - Веселый спуск – Бабук-Аул – Солох-Аул - Дагомыс |
32,04 |
342 |
каменистая горная дорога, мелкощебеночная дорога, броды, асфальт |
II |